Уральцы отвечают на вопрос: – Как поднять качество профориентации?

2 декабря 2021
0
1302

Надежда Погребнякова,
ветеран сферы образования (от фото отказалась):

– Необходимо использовать советский опыт: знакомить учащихся школ с производством не в старших классах, эпизодически, как сегодня, а регулярно, начиная с пятых-шестых классов. Именно так была поставлена работа по профориентации в восьмой школе, где я училась. Мы побывали не только на ремонтном, механическом заводах и многих других предприятиях.

Отличным средством профориентации стало посещение профтехучилищ, особенно 78-го ПТУ. Нам, пятиклассникам, рассказывали о важности профессии строителя, показали, как обучают маляров, сварщиков, продемонстрировали их работу. Мы беседовали с преподавателями, учащимися, которые ответили на наши вопросы. Директор 78-го училища Борис Ефимович Пальгов большое внимание уделял трудовому и экологическому воспитанию: учащиеся регулярно участвовали в субботниках по благоустройству Перевалочной рощи. Это стало для нас отличным примером. Как и работа учащихся по красочному оформлению училища, которая велась под руководством мастера производственного обучения Аркадия Михайловича Элбакидзе. В 78-м ПТУ имелись зимний сад с черепахами и другой живностью, обширная библиотека. Немало учеников СШ № 8 поступили в 78-е и другие училища, посвятили себя рабочим профессиям. В
совхозе «Плодоовощной» агрономы объясняли нам, как выращивать и ухаживать за плодовыми деревьями, рассказывали о труде механизаторов. Никто нам не говорил: вы обязательно должны стать строителем или токарем. Вся работа велась ненавязчиво, но мы имели хорошее представление о профессиях и сами делали свой выбор.

 

Матиас Хамитов,
ветеран спорта:

– Говорят, что нужно лучше агитировать, интереснее рассказывать юношам и девушкам о рабочих профессиях, чаще организовывать посещение ими предприятий. Но ведь этого мало! Время вносит в профориентацию свои изменения. Казахстан выдержал тяжёлые испытания кризисом, в том числе экономическим, 1990-х. Сегодня очень важно строить новые предприятия, создавать больше рабочих мест, улучшать производство, качество, безопасность труда, внедрять новые технологии, то есть повышать привлекательность производственной сферы. Тогда поднимется престиж рабочих профессий, не будет утечки кадров за рубеж.

Занятости местных кадров необходимо уделить особое внимание. Вот собрались в одном из районов забивать колодцы. Почему-то эти работы вели рабочие из Южного Казахстана. Но ведь есть же местные специалисты, и ничуть не хуже, а то и лучше нанятых на стороне. Понятно, что есть тендеры, но о здравом смысле тоже нельзя забывать. На мой взгляд, профориентацию необходимо проводить не только в школах, но и в вузах. Чем больше высококлассных специалистов с высшим образованием придёт на производство, тем лучше будет для экономики.

 

Эмиль Ратковский,
преподаватель (от фото отказался):

– Нынешние школьники ничего не знают о людях, строивших Уральск, героях труда Приуралья. Когда-то ветеранов, передовиков производства приглашали на классные часы, общешкольные мероприятия. Сегодня такая практика не в почёте. Дошло до того, что наши дети и внуки не знают, кто такой Пётр Атоян – пожалуй, из производственников самая приметная фигура в Уральске. Говорят, что время другое, другие ценности. Востребованы юристы, менеджеры… Да уже полстраны в юристах! Руководство республики не зря подчёркивает значение краеведения в воспитании молодёжи. Надо больше рассказывать ей о героях труда края. Тогда и профориентация пойдёт легче.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top