Уральский след «Вандала»

28 февраля 2019
0
1310

В 1903 году Россия впервые в мире начала применять на речных судах в качестве главных механизмов двигатели внутреннего сгорания. Первым теплоходом и одновременно дизель-электроходом стал «Вандал», построенный на Сормовском заводе. Согласно распространённой версии, это нефтеналивное судно грузоподъёмностью 820 тонн, длиной 74 и шириной 9 метров в первом же рейсе потерпело аварию, после ремонта ходило ещё 10 лет по Волге, было списано и разделано на металлолом. Между тем, есть основания полагать, что «Вандалу» выпала значительно более долгая жизнь.

Теплоход "Вандал"

Один из старейших работников водного транспорта В.Я. Богданов утверждал в 1950-х годах, что «Вандал» потерпел аварию в 1910 году на Ладожском озере. В изданной в 1950 году книге В. Данилевского и И. Повха «Из истории отечественной техники» приводится ответ начальника Доно-Куринской инспекции Речного регистра СССР от 28 мая 1948 года на запрос кафедры истории техники Ленинградского политехнического института.

В ответе говорится, что «Вандал» в 1941 году эксплуатировался в северной части Каспийского моря, затем судно передали Куринскому пароходству и в 1943 году оно совершило переход из Красноводска в Баку. «Вандал» стал именоваться «безмоторной баржей № 1040». Год спустя во время рейса с грузом 700 тонн при 9-балльном шторме судно переломилось и затонуло на глубине семи метров около острова Свиной.

В 1945 году его части подняли со дна и отремонтировали в Баку. Через два года бывший «Вандал» вновь сдаётся в эксплуатацию… Десятки лет его объявляли найденным, но специалисты-речники и историки опровергали такие версии и выдвигали новые.

В газете «Северо-Западный водник» № 23 (5118) от 22 февраля 1961 года в статье «Из истории нашего флота» Богданов ещё раз подтвердил, что в навигацию 1910 года после крупной аварии на Ладожском озере «Вандал» демонтировали и переделали в баржу под наименованием «Валерия».

Надо заметить, что годом позже на том же Сормовском заводе спустили на воду теплоходы «Сармат» (переименовывался в «Крестинтерн» и «Николай Островский»), а также «Скиф». Так вот, в журнале «Русское судоходство» (№ 6, июнь 1913 г., стр. 24-25) и «Таблице главнейших данных о судах товарищества «Братья Нобель», оборудованный тепловыми двигателями теплоход «Сармат» значится, а «Вандал» – нет, хотя оба судна в то время принадлежали братьям Нобель. Не потому ли отсутствовал в таблице «Вандал», что его уже не существовало?

Но есть и другие источники. Например, список речных судов Регистра Советского Союза, составленного по данным местного бюро Регистра на 1 марта 1926 года. В разделе «Суда наливные Северо-Западного речного пароходства» (стр. 230) значится баржа железная «Валерия», № Регистра – 29475 Рб, год и место постройки – 1903, завод «Сормово», длина – 74,52 м.

На стр. 212 того же списка речных судов по Волжскому государственному речному пароходству значится и буксир «Вандал». Кроме того, нефтеналивное несамоходное судно «Вандал» (регистрационный № М-46526) эксплуатировалось на Куре и состояло на балансе Али-Байрамлинского эксплуатационного участка Каспийского пароходства. В 1968-м судно списали на слом.

Ещё в 1972 году оно стояло на Куре в качестве причала для танкеров. Но подлинный ли это «Вандал», до сих пор неизвестно.

Совершенно неожиданно накануне своего отъезда из Уральска в 1999 году местный учёный-историк, краевед Александр Иосифович Белый на страницах местной прессы высказал сенсационную мысль, что недалеко от Атырау якобы найдена баржа № 1040.

Первый в мире теплоход на Урале! Искали его Бог знает где, а он у нас! Но «Вандал» ли это?

В годы Великой Отечественной войны выше Гурьева действительно затонула баржа-нефтянка длиной 47 метров. Однако построили эту баржу на 43 года раньше «Вандала» – в 1860 году. Кроме того, в списках судов речного флота Уральского речного пароходства баржи под № 1040 не значилось. Когда заговариваешь с нашими речниками о появлении на Урале легендарного судна, они очень удивляются: какой там «Вандал», мы свои суда наперечёт знаем.

Нельзя, однако, исключать появления на Урале одной из частей «Вандала» в 1942 году, когда накануне битвы под Сталинградом часть флота с Волги перебрасывалась в низовья Урала. Но документальных подтверждений этой версии нет.

Так что в судьбе первого в мире теплохода и дизель-электрохода «Вандал» далеко не всё ясно. Теперь ещё появился и уральский след. Поиски продолжаются. Только опора на достоверные источники, а не на слухи и домыслы, может поставить в этой истории точку.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top