Трагический урок Кукуевки

15 марта 2018
0
261

В книгах Чехова, Толстого, Салтыкова-Щедрина и других писателей XIX века нередко встречались весьма загадочные фразы типа «Ну чистая кукуевщина!». Появлению этого эпитета способствовало крушение поезда около деревни Кукуевка, после чего производное от её названия стало обозначать железнодорожников, а также катастрофическую ситуацию.

Неожиданное известие

29 июня 1882 года от платформы Курского вокзала Москвы медленно отошёл поезд. Провожающие, оставшиеся на перроне знакомые и родственники и просто праздные зеваки (в то время железная дорога была ещё редкостью) махали вслед, посылали воздушные поцелуи. Предвкушали интересную поездку на современном транспорте пассажиры.

Однако в четыре часа утра следующего дня управляющего Московско-Курской железной дорогой Шестакова разбудил курьер из министерства. Он выглядел очень бледно и едва смог вымолвить: «Беда, Константин Иванович! Пассажирский попал в крушение. Приказано немедленно выехать на место!».

На вокзале уже стоял готовый к отправлению поезд для доставки к месту происшествия членов государственной комиссии. От вокзального начальства Шестаков узнал некоторые подробности: в районе 316-го километра железной дороги на перегоне Чернь-Мценск в образовавшуюся
под полотном промоину рухнул поезд, есть погибшие и раненые. Сколько – придётся уточнять на месте.

Литерный поезд мчался на всех парах и уже через пять часов оказался на месте трагедии. Зрелище повергло прибывших в шок. Влетевший в ловушку паровоз с первым вагоном успел проскочить. Отцепились и три последних. А вот семь остальных, находившихся в середине состава, упали в огромную яму, образовавшуюся на месте насыпи.

Раненых уже развезли по земским больницам, к месту происшествия прибыли воинские подразделения, готовые начать поисково-спасательные мероприятия.

Коварный ливень

Сначала члены комиссии не могли понять, почему образовался провал, но вскоре всё стало ясно. Накануне происшествия по всей губернии шли проливные дожди. Они не прекращались почти сутки, а количество вёдер, сброшенных с небес, составило по тем меркам 140 000 на гектар. Ситуацию усугубило ещё и то, что местность была пересечена балками и оврагами, по которым потоки и хлынули в сторону железнодорожной насыпи.

Тогда при строительстве под магистралями уже прокладывали водоотводные трубы, но нормативов того, каким должно было быть сечение сливов, не существовало. В результате принесённые мощными потоками камни и земля практически закупорили трубу. Затем водный напор просто вырвал её из-под насыпи и потащил вниз по склону оврага, а железнодорожное полотно провисло над расширяющейся пропастью. Через десять минут в эту природную ловушку влетел пассажирский поезд.

Комиссия установила интересный факт. За полчаса до трагедии тем же маршрутом проследовал ещё один поезд, и его машинист, увидев бурлящие потоки воды, почувствовал неладное. Поэтому, по прибытии в Чернь, он сразу поставил в известность станционное начальство. Вот только передать в Мценск тревожное известие не удалось – телеграфные линии тоже вывела из строя разбушевавшаяся стихия.

Прибывшим на место крушения пожарным и добровольцам из числа местных жителей удалось спасти жизни 35 человек. А вот трупы ещё 42-х пассажиров пришлось откапывать из глины больше двух недель. В числе погибших оказался и племянник писателя Ивана Тургенева.

После анализа причин катастрофы в железнодорожном ведомстве пересмотрели нормативы использования дренажных труб, и больше аварий по этой причине не случалось.

Под откос без графика

Впрочем, катастрофы на насыпях случались и до описанного случая. В декабре 1875 года на Одесской железной дороге в районе Тилигульской насыпи лопнул рельс. Обходчик повреждение заметил и вызвал ремонтную бригаду. Однако тогда в движении поездов не предусматривались «окна», во время которых путейцы проводят работы. К тому же график проведения этих работ ни с кем не согласовывался.

Погода стояла морозная, поэтому рабочие, отвинчивая гайки, не только очень устали, но и замёрзли. Тогда решили сделать перерыв, а заодно отогреться в будке обходчика. Но только они расположились около печки, как раздался страшный грохот. Это воинский эшелон, следующий на фронт, въехал на участок пути, лишённый рельса, и полетел под откос с 25-метровой высоты. В результате аварии более 100 солдат и офицеров погибли и почти столько же оказались на койках в госпиталях.

Как и трагедия под Кукуевкой, этот случай стал предметом тщательных разборок в железнодорожном ведомстве не только по чисто производственной линии: пошла молва, будто поезда – ненадёжный транспорт и это могло отпугнуть пассажиров и клиентов по перевозкам грузов. Должностные инструкции после крушения под Кукуевкой ужесточили, что позволило заметно повысить безопасность на железных дорогах.

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top