Старое фото. «Громов»

24 сентября 2020
0
2002

Недавно автору этих строк позвонил ветеран спорта Кенжебай Рахимов: «Есть интересное фото теплохода «Громов» из соцсетей. Его автор неизвестен. На днях принесу распечатку». И вот фотография передо мной.

К синему морю

Нахлынули воспоминания. Их спровоцировал сам Кенжебай Жумаевич. Он рассказал о своей первой поездке по Уралу – на «Громове», в годы школьной юности. Судно ушло вверх, километров на 15-20 от Уральска.

– На всю жизнь запомнилась та поездка. Тогда-то я впервые увидел знаменитый Сауркин яр, да ещё с реки, – вспоминает Рахимов. – На этом яру, как утверждают знатоки, самом высоком и красивом на Урале, я затем бывал неоднократно…

И у меня практически в те же годы (середина 1960-х) случилась такая же поездка на «Громове», но только вниз – ниже Старых ям. Впечатления фантастические: широкий и полноводный от могучего половодья Урал; современное комфортабельное судно, загруженное под завязку и летящее, словно птица из сказки, к «самому синему морю»; встречные пассажирские и грузовые суда, с которыми тогда расходились с помощью сигнализации специальными флажками (световая сигнализация появилась в 1970-х)… Кругом летали чайки, стрижи – кипела жизнь!

А ещё на «Громове» давали резкий гудок. Не сирену, заметьте, а именно гудок. Вышедший на верхнюю палубу матрос даже предупредил:

– Если ваши дети боятся громкого сигнала, можете спуститься с ними в каюту.

Никто не спустился! Отсюда, сверху, так хорошо всё видно. Красиво и интересно.

Многие тогда в Уральске не имели дач, не сформировались ещё ни Учужный, ни Козинский массивы – народ валом валил на ПРОГУЛОЧНЫЕ РЕЙСЫ, которые регулярно организовывало Уральское речное пароходство.

И вдруг кто-то из детей задал, простите за каламбур, детский вопрос:

– А куда мы плывём? (В смысле «идём» – так принято говорить у речников).

– К Каспийскому морю! – пошутил кто-то.

– Ура-а-а! Мы море увидим! – восторженно закричали мы. Хотя от Уральска до Каспия по Уралу более 800 километров…

Дискотека 70-х

Пришёл дачный бум – начал «Громов» перевозить садоводов и огородников. Ходил не только на Учужный, но также на Старые ямы с остановками на Меловых горках и Козинском. Часто судно выполняло рейсы с плавверандой – тогда речной состав брал на борт 700-800 пассажиров. Это вам не нынешние «дачные масштабы» с заброшенными, заросшими бурьяном участками и перевозками на допотопных вёсельных и моторных лодках…

На «Громове», судне с «фамильным» названием, отсутствовали имя или инициалы. Но все знали, что теплоход назван в честь генерал-полковника авиации Михаила Громова (1889-1985). В 1934-м он установил мировой рекорд дальности полёта – свыше 12 000 километров. В 1937 году с А. Юмашевым и С. Данилиным совершил беспосадочный перелёт Москва – Северный полюс – США. В Великую Отечественную войну Громов командовал воздушной армией, после войны занимал командные должности в ВВС.

Часто на «Громове», у Портнова, Акунишникова и других капитанов, проходили практику в качестве рулевых-мотористов учащиеся Семипалатинского речного техникума (ныне речного колледжа). Один из них, статный блондин, оказался ну просто страшным меломаном: брал на борт целую коллекцию виниловых дисков и включал через динамики записи М. Магомаева, В. Ободзинского, «Песняров» и звёзд зарубежной эстрады.

Едешь и наслаждаешься прекрасными песнями, написанными и исполненными ПРОФЕССИОНАЛАМИ. Мы понятия не имели, что в скором будущем будут звучать вирши вроде «В комнате темно, все танцуют, все танцуют, все. В комнате темно, ты всё ближе, ты всё ближе ко мне… Мне совсем немного надо». А вот на нашем «Громове» всегда было светло и радостно. И никакой безвкусицы и похабщины. Тогда не только пассажирские, но и грузовые суда в прямом смысле слова работали с музыкой. Хорошей музыкой.

Пассажирский миллион

«Громов» – пассажирский теплоход типа «Москвич» (проекты 515 и 544). Он спроектирован Центральным технико-конструкторским бюро (ЦТКБ) ещё в 1947-1948 годах. Суда типа «Москвич», которые строили в Москве, Херсоне, Каунасе, Тюмени, Благовещенске, Бобруйске, посёлках Самусь близ Томска и Листвянка на Байкале, получили широкое распространение на многих реках Советского Союза.

К 1970 году только на реках Российской Федерации их эксплуатировалось свыше 500 (!) Длина судна – 27,3 м, ширина – 4,8 м, мощность двигателя – 150 л.с. При максимальной осадке 90 см теплоход имел 150 посадочных мест, но мог брать на борт около 400 пассажиров, и развивал скорость до 20 км/ч («Москва» – 25 км/ч).

Вскоре Уральское пароходство приобрело ещё три судна проекта 544: «Марфино» (в 1968-м переименован в «50 лет ВЛКСМ» в честь юбилея Ленинского комсомола), «Агитатор» (на судне имелись библиотека, киноустановка, на нём трижды отдыхал первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Динмухамед Кунаев). Ещё один «Москвич» ходил в Гурьеве (ныне Атырау) и его окрестностях. Довелось видеть такое судно в 1993 году под названием «Акку».

С названием «Марфино» вообще случались казусы. С ударением на первый слог оно звучало в русском варианте, а с ударением на второй – на итальянский манер. Это порождало немало разговоров: «А что вообще означает это название?» Всё очень просто: Марфино (от имени Марфа) – распространённый в России топоним. Это дворянская усадьба в Подмосковье, сёла в Астраханской и Вологодской областях, село в городском округе Москвы – Мытищи…

С «Марфино» – «50 лет ВЛКСМ» «Громов» перевёз десятки тысяч пассажиров в окрестностях города. Всего Уральское речное пароходство перевозило за навигацию до МИЛЛИОНА жителей Уральска, Гурьева и гостей этих городов.

Речной рекордсмен

И вот однажды пронёсся слух: «Громов» сломался, а у «50 лет ВЛКСМ» вообще трещина в корпусе. Оба судна отремонтировали, они работали до 1975 года. Но поломки случались всё чаще, и эти теплоходы списали. «Громов» ещё стоял некоторое время на берегу Учужного затона, затем судно разрезали на металлолом.

Весной по «России-24» и другим российским телеканалам показали сюжеты об открытии пассажирской навигации на Волге и других реках. И что вы думаете – в кадре мелькнула пара «Москвичей», речных долгожителей! И самых массовых пассажирских теплоходов в СССР, СНГ, а может, и в мире. Если это так, то судно «Москвич» проектов 515 и 544 наверняка достойно включения в Книгу рекордов Гиннесса.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top