Съезд созидателей

2 сентября 2021
0
541

К весне 1920 года Советская Россия одержала главные победы в ходе Гражданской войны и иностранной военной интервенции. Правда, сохранялась угроза нападения буржуазно-помещичьей Польши. Сложной оставалась обстановка и на Дальнем Востоке, где орудовали японские интервенты и белогвардейцы. Во время относительного затишья 29 марта в Москве в Большом театре открылся IX съезд Российской Коммунистической партии большевиков. Почему он стал определяющим для молодого советского государства? Кого лидер оппозиции Лев Троцкий назвал на съезде животным? Что произошло в конце заключительного заседания и почему это вызвало небывалый гнев В.И. Ленина?

М. Калинин и Г. Петровский на субботнике. Харьков, 1920 год

Ценить специалистов

На съезде собрались лучшие представители партии – 554 делегата с решающим голосом и 162 – с совещательным, представлявшие 611 978 членов РКП (б). Делегаты съезда, в основном профессиональные революционеры, провели в тюрьмах, в ссылке и на каторге в общей сложности 936 лет.
Заседания продолжались восемь дней – с 29 марта по 5 апреля. Заслушано 135 выступлений. Шесть раз на трибуну поднимался Ленин. Главную задачу съезда он видел в решении вопроса о путях возрождения экономики страны.

С докладом о хозяйственных задачах выступил Троцкий. Изложив тезисы ЦК «Очередные задачи хозяйственного строительства», Троцкий начал развивать собственные взгляды по обсуждаемому вопросу. Он уже в который раз попытался доказать, что военные методы хозяйственного руководства органически присущи всему переходному периоду от капитализма к социализму.

– По общему правилу, – цинично заявил он, – человек стремится уклониться от труда. Можно сказать, что человек есть довольно ленивое животное…

В то время как Центральный Комитет партии считал необходимым сохранить в обстановке угрозы новой войны лишь формальную милитаризацию отдельных предприятий, Троцкий требовал перевести всю промышленность, весь рабочий класс на военное положение. Только в принуждении видел он возможность обеспечить в условиях неимоверной хозяйственной разрухи и голода работу промышленных предприятий. Это был полный отход от линии ЦК.

Однако съезд не принял такой «военной» линии развития на ближайшую перспективу. Решили активизировать пропаганду естественно-научных и технических знаний, поднять на новую ступень профессиональное образование, расширить сеть курсов по подготовке инструкторов и
комиссаров труда. Ставка делалась не на принуждение, а на сознательность в сочетании с материальным стимулированием работников. Празднование 1 Мая съезд решил превратить в грандиозный Всероссийский субботник.

Именно IX съезд дал старт советской плановой экономике. Позже наш плановый опыт внедрялся в ГДР, других государствах социалистического блока, некоторых западных странах, но особенно успешно – в Китае.

«Основным условием хозяйственного возрождения страны, – говорилось в резолюции, – является неуклонное проведение единого хозяйственного плана» (Материалы Девятого съезда РКП (б). Март-апрель 1920 года, стр. 405). Следует добавить: на основе электрификации.

В таком контексте решение хозяйственных задач разбивалось на несколько этапов. Прежде нужно улучшить состояние транспорта, обеспечить подвоз хлеба, топлива, сырья, затем взяться за машиностроение…

Девятый съезд резко осудил неправильное отношение к старым («буржуазным») специалистам, вменив в обязанность всем членам партии «вести непримиримую борьбу с невежественным самомнением, считающим, будто рабочий класс может решить свои задачи без использования на самых ответственных постах специалистов буржуазной школы» (Там же, стр. 412).

– Мы уже видели за долгое время нашей революционной кампании, – говорил Ленин, – что когда наши революционные действия были подготовлены, они увенчивались успехом; когда они только были проникнуты революционным жаром, они кончались крахом» (Ленин, Полное собрание сочинений, т. 40, стр. 276).

По поводу специалистов вспоминается четырёхсерийный художественный фильм 1960-х – «Операция «Трест», снятый по роману Льва Никулина «Мёртвая зыбь». Бывший монархист Александр Александрович Якушев (артист Игорь Горбачёв) занимает в Советской России видное хозяйственное положение – активно участвует в восстановлении транспорта, особенно водного и железнодорожного. Его мнения, предложения очень ценят, ведь Якушев – большой специалист старой школы. А вскоре он оказал большие услуги новой власти по линии госбезопасности…

«Прост, как правда»

Повестка дня съезда была исчерпана, но делегаты не покидали зал заседания. Все знали, что приближается 50-летие Ленина. Для них, как и для всех простых людей мира, он был не только гениальным теоретиком и вождём пролетарской революции, строителем новой партии и руководителем Советского государства, но и самым дорогим и любимым человеком.

Ленин решительно выступал против возвеличивания его личности, восхваления его заслуг и всегда искренне негодовал, когда сталкивался с такими же явлениями. Однако на съезде возникла и вовсе «пикантная» ситуация.

Группа делегатов съезда под гром оваций предложила провести специальное заседание, посвящённое чествованию Владимира Ильича. Позже историки напишут, что для Ленина это был «самый трудный день за время работы съезда». И тут Ильич предложил: «Давайте лучше споём «Интернационал».
Дружно спев пролетарский гимн, делегаты один за другим стали выходить на трибуну и горячо приветствовать вождя партии. После выступления двух ораторов Ленин покинул зал и ушёл в свой кабинет, откуда настойчиво просил президиум побыстрее закончить хвалебные речи. Но выступления продолжались… Делегаты съезда внесли предложение об издании собрания Сочинений В.И. Ленина. IX съезд РКП (б) поручил Центральному Комитету издать полное собрание книг и брошюр Ленина как необходимое руководство для партии.

После окончания съезда Владимир Ильич потребовал от организаторов партийных мероприятий, особенно съездов, не создавать на них подобных ситуаций, заниматься делом, а не кого-то славословить. Не зря рабочие говорили о Ленине: «Прост, как правда».

Трудностям вопреки

IX съезд РКП (б) объявил транспорт решающим участком трудового фронта. От состояния транспорта зависел подвоз хлеба и мяса из Сибири и Украины, угля из Донбасса и с Урала, хлопка из Туркестана, дров с Севера.

На транспорт направили лучших партийных работников. На ремонт подвижного состава перевели ряд металлообрабатывающих, химических, оборонных и текстильных предприятий Москвы, Петрограда, Иваново-Вознесенска, Костромы и других городов.

Согласно решениям съезда, партийные, профсоюзные и комсомольские организации решительно искореняли всё, что мешало нормальной работе транспорта. Лодыри, прогульщики, рвачи, спекулянты, дезертиры трудового фронта попадали на «чёрную доску», вокруг них создавалась атмосфера бойкота и презрения.

По всей стране развернулось массовое движение – ремонтировать технику, особенно железнодорожную и водную, во внеурочное время.

Коммунисты Иваново-Вознесенска совместно с передовыми беспартийными рабочими создали в железнодорожных мастерских Пензы боевую коммунистическую бригаду. Не считаясь со временем, она ремонтировала разбитые паровозы. 6 сентября 1920 года бригада поставила на рельсы паровоз «Пролетарий», о спасении которого никто и не помышлял. 12 сентября ожил паровоз «Доброволец». Всего на линии вышли 10 отремонтированных таким способом паровозов.

На бескровном фронте люди трудились, не поддаваясь усталости и не зная отдыха, нередко мёрзли на ледяном ветру, но не отступали. Днём и ночью, нередко по 20 часов в сутки, трудились посланцы заводов Урала, рабочие-железнодорожники, бойцы Запасной армии Республики, крестьяне окрестных деревень. Сложное инженерное сооружение – 50-саженный мост – они подняли со дна замёрзшей реки, выпрямили деформированные от взрыва части, заменили негодные, поставили ферму на опоры.

«Тысячи работников, – писал председатель Пермского губкома РКП (б) Емельян Ярославский, – пять месяцев каждый день, на этой стройке стучали топорами, молотами и каждый удар молота и каждый поворот домкрата, каждый болт, скрепивший две полоски железа, рождали надежду на исцеление этой зияющей раны. Теперь её нет. Её исцелили мозолистые руки рабочих». Мост установили раньше установленного срока.

Только с января по апрель 1920 года число исправных паровозов в стране возросло с 4 до 5 тысяч, а вагонов — со 167 до 196 тысяч. На Волге и других реках успешно началась навигация. Во многом благодаря принятым ЦК и правительством мерам, трудовому энтузиазму людей в голодающие районы начался завоз хлеба и топлива. Страна начала подниматься с колен, хотя до окончания всех боевых действий пройдут ещё два долгих года.

Так что IX съезд партии во всех отношениях стал съездом победителей. На крутом историческом изломе, в переходный период, несмотря на огромные трудности разрухи, он придал стране мощный импульс в их преодолении.

Навигация на Волге в 1920 году

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top