Сегодня дети, завтра – народ

27 октября 2016
0
1695

Недавно один немолодой преподаватель сказал мне при встрече горькую фразу: «Раньше самый последний двоечник и учащийся ПТУ знал, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. А сейчас больше половины детей не знают даже таких элементарных вещей». Но и это, наверное, не самое страшное. Страшно, что сейчас ученик может оскорбить и даже ударить учителя, а другие снять всё это на камеру и потом со смехом демонстрировать унижение учителя. Случается, что и учителя не выдерживают и тоже пускают в ход кулаки, а то и ноги.

Недавно в больницу попал ученик сельской школы, которого учитель-военрук ударил ногой в пах, подростку потребовалась операция. А в суде по гражданским делам в настоящее время рассматривается дело по иску родительницы к учительнице одной из городских школ. Учительница, по мнению матери девочки, плохо относится к ее дочери и занижает ей оценки.

Почему в последнее время родители учащихся зачастую находятся в состоянии конфронтации с учителями и наоборот, ведь у них одна цель – дать ребенку знания и воспитать хорошего человека? Почему так низко упал имидж профессии учителя, а сам он так унижен? И не в этом ли основная причина низкого уровня знаний наших школьников, которые по оценке международной системы образовательных достижений PISA, «функционально неграмотны», то есть элементарно не понимают прочитанного? Почему мы по уровню школьного образования опустились на 49 место в мире?

Недавно областной комитет Коммунистической народной партии Казахстана с целью привлечь внимание общественности к проблемам казахстанского образования организовал круглый стол, в котором приняли участие руководители политических партий, представители государственных органов, общественных объединений.

Среди причин низкого уровня знаний казахстанских школьников было названо бесконечное количество реформ в системе образования за последние годы. Реформ, которые Министерство образования и науки принимает без обсуждения в обществе, а главное с теми, кто непосредственно занимается обучением и воспитанием подрастающего поколения.

– Большинство нововведений внедрялись молниеносно, без широкого обсуждения с общественностью, – было отмечено в ходе обсуждения проблемы. – Зачастую сами педагоги не понимали целесообразности многих реформ. Всегда есть опасность, что реформа провалится, а это упущенные возможности и потраченные впустую годы обучения. Свои провалы в реформировании образования государство решает назначением нового министра. Но восполнить провалы в знаниях детей это вряд ли поможет.

В самом деле, вспомнить хотя бы идею 12-летнего школьного обучения. Знали об этом лишь те, кого это коснулось. Но почему?

«Этот пример прекрасно иллюстрирует закрытость министерства, – говорится в итоговом документе круглого стола. – Широкой общественности не были представлены анализ и выводы эксперимента».

Но школа – это не лаборатория с подопытными кроликами. «На кону судьбы будущих граждан Казахстана, их место в современном мире. Поэтому любые изменения в системе образования вызывают живой интерес у казахстанцев», – сделали вывод участники круглого стола.

Сегодня у министерства образования новая «фишка» – обучение на трех языках. И это тоже вызывает большие сомнения и у учителей, и у родителей. Где взять учителей-предметников, свободно владеющих иностранным языком и способным преподавать на нем? Где взять учебники на иностранных языках? Кто будет эти учебники создавать? Хорошо, если учащиеся обычной школы овладеют хотя бы одним иностранным языком, а для особо одаренных есть спецшколы.

«Положительный опыт трехъязычия у нас есть, – отметили участники круглого стола – Но это в Казахско-турецком лицее и Назарбаев Интеллектуальной школе, где работают лучшие кадры».

Сегодня, когда на английский язык в начальных классах дается по одному часу в неделю, а в четвертом его по госпрограмме и вовсе нет, вряд ли целесообразно вводить предметное обучение в старших классах.

Главная фигура в школе – это, конечно, учитель. От его умения преподать урок, от его педагогического таланта зависят и знания учащихся, и вообще их интерес к учебе. Но сегодня учитель загружен всевозможным бумаготворчеством, за которым не остается времени на детей.

«На категорию при аттестации учитель подает заявление сам, а потом собирает кипу бумаг в огромную папку – категория учителя оценивается толщиной этой папки и красочностью ее оформления. При этом оформление папки идет в ущерб урокам, т.к. отнимает много времени, сил и средств», – писал в редакцию учитель с большим стажем.

В странах, где ученики показывают высокий уровень знаний – Финляндия, Южная Корея, Сингапур – очень высок статус учителя. На педагогов учатся самые лучшие выпускники школ. Получив образование в профильных вузах, в школы устраиваются на работу самые квалифицированные, самые талантливые из них. В этой сфере высокая конкуренция, так как профессия учителя уважаема и высоко оплачивается.

«В казахстанских школах ситуация обратная. Учиться на педагога идут в основном дети со средними и плохими оценками в школе вследствие невысокого проходного балла в педагогический институт. Но из-за низкой зарплаты, особенно на начальном этапе, самые квалифицированные из них выбирают другие сферы. Поэтому зачастую на работу в школу приходят не самые лучшие кадры».

Из года в год повторяется ситуация с дефицитом учебников и учебных тетрадей, которые к тому же обходятся родителям в круглую сумму. «Так ли необходимы эти рабочие тетради? – задались вопросом участники круглого стола. – При желании все эти красочные пособия могут быть заменены обычными тетрадями. Это уменьшит расходы родителей, а детей избавит от необходимости носить кучу дополнительных тетрадей в школу».

Поднять имидж профессии учителя, повысить педагогам зарплату, приравнять их к госслужащим с предоставлением льгот и гарантий, увеличить финансирование школ – с такими предложениями обратились участники общественных слушаний к правительству страны, Министерству образования и науки РК.

Кому пришло в голову сказать, что школа «оказывает образовательные услуги» и не обязана «воспитывать»? Это пагубный и циничный постулат. Школа должна воспитывать. Иначе станет частью «рынка услуг» или того хуже – зоной со своими «паханами», с правом сильного, где в порядке вещей унизить, оскорбить учителя, ударить ученика. И с этими установками дети придут во взрослую жизнь. Сегодня они – дети, завтра – народ.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top