Салон в кавычках

10 июля 2014
0
437

Увидела недавно телевизионный сюжет. Кондуктор порвала и выбросила удостоверение воина-афганца, после чего мужчину выгнали из автобуса. «Хозяйка» салона мотивировала тем, что документ выдан еще при Советском Союзе и, дескать, надо проезд оплатить. Я и сама стала невольным свидетелем произошедшей недавно сценки в маршрутке под №36.

На остановке «Поликлиника №4» зашли мужчина и женщина – она буквально втащила его в салон. Извинившись перед всеми за задержку, протянула деньги за проезд. Тут же последовал резкий возглас водителя: «А почему только за один, вас же двое?» Женщина, годившаяся в матери водителю, тихо ответила: «Сынок, он ветеран Великой Отечественной, зрения совсем нет, – обращаясь уже к проезжающим: – Конечно, мы поищем, найдем сейчас». И тут водителя прорвало: «Вас много таких, норовите проехать бесплатно, развелось тут ветеранов». Жена ветерана войны не проронила ни слова, только молча плакала. А несколько молодых людей (все-таки неплохая у нас молодежь) отдали по 60 тенге за защитника Отечества. А один из пассажиров, выходя, кинул водителю 200 тенге, бросив: «Это на бедность тебе, за ветеранов…»

Они болеют за деньги, не предоставляя при этом никаких удобств. Вот высказывания пассажиров. Не очень лестные.

– Почему не наказывают за грязный общественный транспорт? – вопрошает Гульмира Бесалиева. – Зайти в «ГАЗели» невозможно – пыль до потолка. Еще и водители, как правило, курят, разговаривают по телефону, очень подолгу. Людей набивают битком, чуть ли не на голову приходится садиться. На остановках стоят долго. А на рынке вообще чуть ли не двадцать минут, все ждем кого-то. Позволительно ли такое?

– Очень грязно в салонах, – продолжает тему Ралида Хайрекешева.– Чехлы на сиденьях замусоленные (это относится к автобусам маршрутов № 5, 6, 22), садиться брезгуешь порой. Неужели пару раз в год невозможно произвести химчистку?

– Я, зайдя в автобус маршрута №20, оплатила проезд сразу, прошла на свободное место. Но билета не получила, – рассказывает Аскара Давлетова, – девушка-кондуктор нехотя пояснила, скорее бросила через плечо: «Билеты кончились». Но я все-таки билет потребовала. Тогда девушка стала на меня кричать, оскорблять всячески. Чем я это заслужила? Я хотела лишь получить билет за проезд, за свои же деньги. Представляете, в конце концов она кинула его мне в лицо, значит, он все же имелся?

– Водители общественного транспорта курят постоянно. Смрад стоит в салоне. А я – астматик, – возмущается Анарбек Нургалиев. – Грязь, пыль, годами не мытые окна. Но это полдела, по сравнению с хамством. Я сейчас о маршруте №5. Просто шайтан-арба, а не автобус (кстати, читатель записал госномер автобуса, он находится в редакции – прим. авт.). Кондукторы в основном девушки или молодые женщины. Об их принадлежности к прекрасному полу забываешь, когда они начинают говорить. Сплошная ругань. И это женщины! Предлагаю усилить контроль, организовать телефонную линию для обращения пассажиров и штрафовать водителей за все нарушения, может, тогда будет толк?

Но вот в чем парадокс – водители и кондукторы утверждают, что они не отвечают за порядок в салоне, за это, мол, несет ответственность транспортная компания. Так ли? Мы попросили прокомментировать это главного специалиста транспортного отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Гумара Садыкова.

– Совершенно верно, – ответил он. – За все отвечает перевозчик. И за то, как владелец организует свою работу. По нареканиям пассажиров, о которых вы говорите, можно судить о работе в целом. Грязь, пыль, замусоленные чехлы должны быть на совести водителя. При поступлении на работу эти условия оговариваются. Как и правила поведения кондуктора, опять же того самого водителя. Не курить, не хамить, выглядеть прилично – основные требования. Пассажиры всякие бывают, согласитесь. Но ко всем относиться нужно с пониманием. Помните советский лозунг: «Клиент всегда прав»? И сегодня он актуален. Но, повторюсь, перевозчик, хозяин того или иного маршрута в ответе за все – техническое состояние транспорта, водителей и, если хотите, за вежливость кондукторов.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top