Познавая мир вместе

28 сентября 2017
0
1687

Елена Анатольевна Манохина в сфере образования 35-й год, 28 из них работала в ПТУ №78 преподавателем химии и биологии, методистом, заместителем директора по воспитательной части, и вот уже седьмой год – в колледже «Сервиса и новых технологий».

Если честно, хотела быть следователем, признается она. Тетя работала адвокатом в Ленинграде и не раз говорила: «Леночка, ты такая дотошная, все время хочешь докопаться до истины, что-то выискиваешь, ну следопыт какой-то!»

Лене, выросшей в рабочей семье, замечание тети показалось любопытным, и она стала интересоваться правовой тематикой, подумывая по окончании школы поехать в город на Неве. Однако этому желанию не суждено было сбыться: заболела мама. Кроме того, с ними жила бабушка, имеющая инвалидность. Впрочем, она и воспитала двух сестер, поскольку родители всегда были заняты. Девушка поступила в педагогический институт имени Пушкина, в душе благодаря требовательную учительницу по химии, давшую ей хорошие знания.

– Елена Анатольевна, как Вам в роли преподавателя?

– Мне нравится общаться с детьми. Если их не любить, то не надо идти в нашу профессию. Для меня это отдых, дома я напрягаюсь, устаю, а сюда прихожу – получаю удовольствие. Дети интересуются всем, хотят больше знать. Я даю им информацию и чувствую ответную реакцию, идет взаимный обогащающий процесс.

Педагогическая деятельность требует постоянного совершенствования, поиска новых знаний и методов, в числе которых видеоуроки, конференции, семинары, презентации. Затронутых тем много, к примеру, «Экология и безопасность жизнедеятельности человека», «Научная картина мира», «Биосфера и человечество», всего не перечислить.

В работе опираюсь на три понятия – «надо», «трудно», «интересно», – и в зависимости от этого строю учебный процесс и все взаимоотношения с подопечными, привлекая их к исследовательской работе, инициативам.

Главное – подавать сложные материалы просто и увлекательно, ненавязчиво дополняя их другими. Сегодня мы говорили о таблице Менделеева, один из учащихся сделал акцент на химическом элементе «золото»: дескать, это самое дорогое, особо ценится у людей. И тогда «повернула» их в другое русло, сказала, что золото вырабатывает у человека чувство жадности, стяжательства. Самая главная нравственная ценность – золотой человек, и это под силу каждому, если трудиться над собой.

Стараюсь активизировать их мышление, способствую раскрытию индивидуальных способностей, развитию творческой личности. Интегрированные уроки, внеклассные мероприятия, например, «Химическая шкатулка», где учащиеся с большим желанием сами проводят опыты, выращивают кристаллы – дают более глубокие знания, расширяют кругозор.

– Чем отличаются сегодняшние учащиеся от тех, которых Вы учили три десятка лет назад?

– Современные – раскованные, не комплексуют. Любую информацию, в том числе о предмете, ищут в Интернете, в этом отношении они грамотные. Их интересует жизнь во всех ее проявлениях: правильное питание, заболевания, инфекции, здоровый образ жизни… Все это мы связываем с профессией и предметами – химией и биологией.

У нас учатся кондитеры, повара, пекари, инструкторы по туризму, менеджеры по сервису, поэтому преподавателю необходимо быть подкованным во всех направлениях. Кондитеры немногословны, все записывают, внимательно слушают, а будущие работники туристической отрасли, какое слово ни скажешь, начинают толковать его, свое вставлять, иронизировать.

В колледже такая категория учащихся, которые учиться не очень хотят и в школе не старались, они настроены на работу. Я к этому отношусь с пониманием, – откровенно говорит педагог. – Но мои предметы они любят, в частности, биологию, задают много вопросов.

Одно время были ранние роды и ранние браки, в 16-17 лет. Теперь молодежь более осведомлена по этой теме. Мы акцентируемся на ней, готовим презентации типа «Ранние браки». И учащиеся понимают, что надо в первую очередь получить образование, устроиться на работу, а потом уже думать о создании семьи.

– Расскажите о своей коллеге, – попросила я преподавателя физики и математики Наталью Анатольевну Андрусенко, с которой они не однажды работали над совместными проектами. К примеру, два года назад заняли второе место в областном конкурсе. А в прошлом – первое: в международной конференции «Виват, наука!», где наша героиня была еще и экспертом. Кстати, она также удостаивалась второго места в конкурсе классных руководителей среди преподавателей училищ.

– Преданная делу, увлеченная своими предметами и любящая детей. Даже если нет урока, она все равно идет общаться с ними, добрая по натуре, щедро делящаяся своим опытом с коллегами. Постоянно дает дополнительные материалы, готовит компьютерные презентации, открытые уроки…

И – динамичная, добавлю от себя, листая ее портфолио с отчетами и фотографиями. Несколько лет назад исследовательская работа учащихся о здоровом образе жизни в областной научно-практической конференции заняла призовое место, и участвовала в республиканской. Большой интерес вызвали творческий урок «Нет вредным привычкам», урок-тренинг «Спорт и молодежь», турнир знатоков «Биологический марафон». Всюду она старается внести элемент разнообразия, предлагая мини-проекты, чтобы дети выступали в роли соавторов уроков.

– Любовь – это химическая реакция, которая имеет свойство заканчиваться?

– Наверное. Куда ни посмотришь, везде она видна, в том числе и в отношениях между людьми. Мы состоим из химических элементов.

Что же касается окончания любви, то.., – она на время замолкает. – Мы с моим мужем были знакомы 36 лет, это тот парень, который был старше меня на три года, встречал и провожал меня в школу. Когда учитель химии видела нас, на следующий день я неизменно слышала: «Александрова, к доске!». Зная, что так будет, всегда готовилась к урокам и поэтому хорошо усвоила этот предмет. Хотя и другие точные науки мне давались легко: учитель математики советовала поступать на физмат.

Дружили три года и потом в супружестве прожили в любви и радости, вырастив сына и дочь. К слову, дочь Ирина тоже окончила ЗКГУ имени Утемисова, получив профессию учителя математики и информатики. Александра Ивановича нет в живых два года, но моя любовь к нему не угасла, химическая реакция не прекратилась. Так что не все в жизни может объяснить наука.

– Чем занимаетесь в свободное время?

– Опять-таки работой, которая для меня и труд, и наслаждение, и мой образ жизни. Читаю много, «роюсь» в Интернете, ищу изречения великих мыслителей. Надо следить не только за достижениями в науке по своим предметам, но и быть в курсе всех событий, чтобы воспитывать молодое поколение.

В выходные дни ходим в драматический театр, на природу, часто посещаем место, где Чаган впадает в Урал. Учащиеся берут приготовленные своими руками деликатесы, салаты, делятся кулинарными секретами. Дегустируем блюда, даем оценку, чтобы развить любовь к профессии и умение создавать из повседневного удивительное. К мероприятию «Дары осени», например, готовили розы из листьев, хризантемы из пекинской капусты, корзину из тыквы и так далее. Детей надо побуждать к творчеству, тогда проявятся их таланты.

Фото автора и из альбома Е. Манохиной
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top