Особенности школьной поры

7 декабря 2017
0
1819

Известная сегодня шутка – «Мы подготовились к школе: купили дневник, ремень и валерьянку» – вызывает не очень веселую реакцию, и на это есть причины. Одиннадцать лет учебы – немалый срок. Однозначно, учиться и развиваться надо, но нагрузки на организм, умственные и физические, должны быть соразмерными.

С переходом на «пятидневку» стало немного легче, но особую эйфорию от появления еще одного выходного «потребители образовательных услуг» не испытали. Почему-то именно так хочется назвать учащихся средних образовательных школ в свете последних новшеств в этой сфере.

Вот мнение самих преподавателей. «Пятидневная учебная неделя – это хорошо, потому что родители теперь имеют возможность не только общаться с детьми, но и позаниматься с ними, объяснить что-то. Уроки, а их семь-восемь в день, теперь длятся по сорок минут, – говорит Сайра Тлеужанова, директор гимназии эстетического направления. – Возможно, что в школах чуть полегче, чем в лицеях и гимназиях, поскольку у нас – другая программа, а два выходных дня позволяют школьникам восстановиться после учебной недели.

В пятидневке есть свои «плюсы» и «минусы», но «плюсов» больше, – продолжает Сайра Смагуловна. – Хочу подчеркнуть, что учителя, несмотря на субботу, все равно находятся в гимназии, и можно в любое время проконсультироваться с ними по интересующим вопросам. Со временем все доработается, встанет на свои места. Новое всегда воспринимается с трудом».

«Количество уроков в неделю не сократилось, они добавились к ежедневным занятиям, – поясняет Сергей Анатольевич Еремин, учитель истории СОШ № 24. – Для учителей суббота осталась по-прежнему рабочим днем, и это хорошо. В ноябре ввели физкультминутку, и теперь перед занятиями учащиеся в течение пяти минут выполняют физические упражнения».

Учитель начальных классов, попросившая не называть ее фамилию, отметила, что и дети, и их родители довольны, их все устраивает. «Я преподаю в начальных классах, занятия начинаются с восьми утра, а в 11.40 заканчиваются. В 12 часов, в принципе, я уже свободна от обязательных уроков. Самое главное, мы укладываемся в программу, и два выходных – это вроде подарка за трудовую неделю».

Тему улучшения учебного процесса поднимали давно. В 2016 году министр здравоохранения РК Тамара Дуйсенова призывала к тому, чтобы объявить «борьбу за здоровье детей», поскольку 25% школьников имеют проблемы с пищеварением, столько же – со зрением и органами дыхания. Она заверяла, что учеников будут обучать специальным упражнениям и дадут рекомендации, чем полезнее питаться на завтрак, обед и ужин.

Эти же вопросы выносились на обсуждение и в 2014 году, с акцентом на тяжелые рюкзаки. «Число здоровых детей уменьшилось в четыре раза. По данным Министерства здравоохранения, 30-40% детей младшего школьного возраста имеют нарушение осанки и плоскостопие. Вес портфелей школьников младших классов не соответствует санитарным нормам, превышая их в 2,4 раза» (Zakon.kz).

В этом году министр образования и науки РК Ерлан Сагадиев говорил о том, что в школах будут устанавливать шкафчики для хранения обуви, спортивной одежды и учебников, и это решит проблему тяжести рюкзаков для младших учащихся. При этом он подчеркнул, что наши школьники на четвёртом месте среди 65 стран по времени для выполнения домашнего задания. Над этим вопросом, по его словам, в МОН работали две группы специалистов и учителей, и было предложено два варианта: давать задания по всем предметам, но в меньшем объеме или давать задания не по всем предметам. «В обоих случаях домашнее задание сократят в среднем на час в день, не будут давать на выходные», – заверил министр.

В этом же ключе высказывалась и мажилисмен Загипа Балиева: «Что мы имеем к концу 11 класса? Здоровый ребенок приходит в школу, к 11-му классу 72% детей имеют слабое зрение, 34% – сколиоз, более 50% – проблемы с желудком. Здоровый ребенок к концу учебы приобретает «профессиональные заболевания», а СанПиНы пересматривать не хотим. Сейчас идет обсуждение преподавания таких предметов, как химия, физика и биология. Когда на родном языке ребенок не понимает и осваивает предмет на 12%, как он будет осваивать этот предмет, извините, на английском языке?».

Словом, пока ищут наилучший выход, дети продолжают напрягаться во всех отношениях. Например, есть озабоченность оценками, которые, как ни крути, чуть ли не главное, на что обращают внимание и что котируется с первого по выпускной класс. На переменах у младших школьников любимое занятие – считать «пятерки» в дневниках. Поэтому зачастую они очень болезненно относятся к отрицательным отметкам, тем более, если дома их сильно ругают за них. А в подростковом возрасте увеличивается нагрузка в школе, обостряется психика, что в итоге негативно отражается на здоровье. Не зря в средних учебных заведениях имеется должность психолога.

Стараться надо, никто не спорит, но не следует доводить роль оценок до абсурда, от количества баллов не зависит счастье человека. А вот жизнь порою – точно.

Совсем недавно, в ноябре, в столице РФ случилось непоправимое. Мать пришла с родительского собрания и сказала отцу, подполковнику запаса, о плохих оценках сыновей 14 и 16 лет. Отец «поговорил» с ними. Спустя какое-то время младший выбросился из окна высотного дома.

К слову, Роберт Кийосаки, педагог, автор бестселлеров по саморазвитию, бизнесмен, убеждён, что отличники – это хорошие исполнители, подчиненные, которые следуют установленным правилам и догмам. Это люди с повышенной ответственностью и тревожностью, но никак не свободолюбивые, уверенные в себе, в отличие от тех, кто может нарушить правила, пойти на компромисс, выйти неординарно из создавшейся ситуации и так далее. Жизнь показывает, что те, у кого бывали «тройки», чаще всего добиваются успехов. Как в анекдоте: «Десятилетие окончания школы отмечали на яхте Сидорова, двоечника из нашего класса».

Редакция обратилась в городской отдел образования за некоторыми разъяснениями.

– Согласно инструктивно-методическому письму «Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах РК в 2017-2018 учебном году» в этом году на обновленное содержание образования перешли 2, 5, 7 классы.

В 2018-2019-м учебном году на обновленное содержание перейдут 3, 6, 8, 10 классы. В 2019-2020 году – 4, 9, 11 классы.

– В Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования» внесены изменения.

Формулировка п. 127 в новой редакции звучит следующим образом: «Нормы максимальной учебной нагрузки в общеобразовательных организациях не должны превышать норм, установленных в приложении 9 к настоящим санитарным правилам. При увеличении учебной нагрузки расписание уроков согласовывается с попечительским советом и родительским комитетом».

С 2017-2018 учебного года продолжительность урока составляет 40 минут.

Изменены нормативы по объему домашнего задания (на один учебный день) с учетом затрат на его выполнение. Оно не должно превышать: во 2-м классе – 50 минут, 3-4 классах – 70 мин., в 5-6 кл. – 90 мин., 7-9 кл. – 110 минут, в 10-11 кл. – 130 мин.

– С 2017-2018 учебного года все классы с 1-го по 11-й перешли на пятидневную учебную неделю.

Решение о переходе на пятидневное образование большинство учителей и учеников школ города восприняли положительно. Так как это дает возможность детям посещать различные кружки, учебные центры, а также больше времени проводить с родителями в кругу семьи. А у родителей появляется возможность больше времени уделять воспитанию своих детей, – ответили нам.

Но возникают сомнения по поводу домашних заданий. Реально ли за отведенный официальный срок подготовиться к следующему дню, если, например, учитель по казахскому языку в 5-м классе или в 6-м – по музыке – задает помимо упражнений выполнить рисунки по теме. Родители никак не могут понять, зачем они нужны, это же не урок рисования? Но садятся и изображают вместе природу, предметы быта, портреты героев, иначе ребенок потеряет много времени на этом задании.

Пока готовился материал, в новостной ленте Интернета появилась информация о социальном опросе казахстанских школьников: наряду с другими проблемами «их волнуют большие нагрузки в школе и недостаток отдыха и свободного времени»…

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top