Не знаешь, где нарвёшься

20 июля 2017
0
1415

В настоящее время, когда все спешат, торопятся, несдержанность и перехлёст отрицательных эмоций, высшим накалом которых являются грубость и хамство, могут подстерегать всюду. Но, несмотря на это, надо вести себя с достоинством, хотя порой и трудно не ответить тем же.

«Вызвала такси известного пассажироперевозчика в городе. Мне перезвонили, сообщив, что машина прибудет через три минуты, однако она уже стояла на обочине дороги рядом с поликлиникой №4, – рассказывает Елена Ивановна. – Я была с матерью, пожилым человеком 88 лет, со сломанной рукой и плохо видящей. Кое-как усадив ее в «Ладу», попросила водителя не трогаться с места, поскольку мне надо позвонить в частную клинику, возможно, мы изменим маршрут и поедем не в «Строитель», как собирались, а в центр города. Дозвонившись и узнав, что доктора нет, мы направились домой.

Подъехав к дому, водитель объявил: «С вас 500 тенге». – «Почему? – удивилась я, – тариф же 400». – «Вы задержали машину», – безапелляционно заявил он. Я не стала спорить, чтобы не расстраивать и без того уставшую маму, с которой мы пробыли полдня в поликлинике, отдала затребованную сумму. Кто знает, может, у них в компании такие «драконовские» правила.

Позднее позвонила в администрацию такси, чтобы выяснить. Мне объяснили, что первые пять минут ожидания – бесплатны для заказчика, и лишь потом начинается отсчет задержки. Однако я говорила по телефону всего три минуты и в пределах отведенного бесплатного времени. «Водитель не должен был взимать дополнительную плату, будем разбираться», – ответили мне на том конце провода. Дело не в ста тенге, хотя и в них тоже отчасти, но более всего – в наглости водителя, молодого человека», – говорит обманутая пассажирка.

Другой эпизод тоже связан с транспортным средством. Проходя мимо рынка, поблизости от которого собираются потенциальные пассажиры, ожидающие такси для поездки в поселки, я невольно стала свидетелем скандала между женщинами, который перерос в нецензурную брань с обеих сторон, а между тем рядом находились дети. Оказалось, что в подошедшую машину сели две женщины «в теле», а двум другим – с детьми, не хватило мест. Началась перепалка с оскорблениями: «Расселись, жирные коровы», «Сами – твари, вон отсюда!» «Заткнитесь!» и так далее. Накал страстей случился нешуточный.

Не редкость, что именно в дороге обостряются отношения. Так, в ГАЗели, следующей по маршруту №1, выпивший молодой человек начал грубо обвинять водителя – пожилого мужчину, что он не объявляет остановки на государственном языке. За шофера вступился другой молодой человек, и на протяжении нескольких остановок люди ехали в напряжении, побаиваясь что-либо возразить пьяному. Водитель тоже чувствовал себя не в своей тарелке, пока зачинщик ссоры не вышел.

Но это, как говорится, еще цветочки. Более опасная ситуация произошла в нашей столице, когда раздраженный пассажир автобуса начал снимать на видео якобы виноватого водителя, создавая аварийную ситуацию. Кондуктор старалась оттеснить хулигана, но тщетно, тогда шофер, отстраняя руку новоявленного «оператора», сделал неловкое движение, и тот выронил айфон. Мужчина пришел в ярость, стукнув водителя кулаком в лицо… Шокированные пассажиры пытались приструнить распоясавшегося хама, но тот грубил и продолжал свое. Хорошо, что в салоне работала видеокамера, благодаря ей восстановили ход событий, расследованием которых занялись соответствующие органы.

Сейчас чуть ли не каждый человек мнит себя оператором, «сам себе режиссером», стараясь запечатлеть на видеокамеру любой эпизод и поскорее выложить в социальные сети, не задумываясь ни о возможных последствиях, ни о смысле, цели, содержании ролика, лишь бы заработать дешевую славу, получить оценку в виде «класса». В связи с этим уместно высказывание, к сожалению, не помню автора: «Я боюсь, что обязательно наступит день, когда технологии превзойдут простое человеческое общение, и мир получит поколение идиотов». Ибо на самом деле люди стали настолько зависимы от интернета, что взрослым некогда заниматься воспитанием детей, они сами погружены в планшеты и компьютеры, только бы их не отрывали от игр и других любимых увлечений.

Молодежь едет в автобусах, уткнувшись в айфоны, надев наушники, и не замечает пожилых, которым надо уступить место, а водители тем временем болтают по телефонам, теряя бдительность и допуская аварии. Более того, гонки на автобусах №5 и №22 в Уральске по-прежнему продолжаются, несмотря на периодическое освещение этих инцидентов в средствах массовой информации. Два автобуса на большой скорости мчатся по проспекту Абулхаир хана, водители которых не желают уступить дорогу друг другу. Идут почти впритирку, пугая своих пассажиров и очевидцев. «Шоферы совсем с ума сошли», «Накурились, что ли?» – в панике переговариваются пассажиры.

Не лучшим образом обстоят дела и с парковкой личных авто, которые беспардонно заезжают на детские дворовые площадки, оставляют машины рядом с подъездами и под окнами жилых домов. С утра пораньше, перед отъездом, включают на полную мощь музыку, не задумываясь, что доставляют дискомфорт жильцам. То же самое происходит и в позднее время суток. Что это, как не наплевательское отношение к окружающим, дурной пример для подражания?

Конечно, транспорт и пассажироперевозки – напряженная сфера, нередко провоцирующая на повышенный тон. Тогда зайдем в тихий магазинчик, удаленный от центра и суеты, во втором рабочем поселке. И здесь нас удивят межличностные отношения, но не противостоянием двух сторон, разделяемых прилавком, а диалогами между продавцами. Почему-то в этом магазине принято громко и во всеуслышание обсуждать действия знакомой, чей-то поступок, высказывать свое мнение откровенно, порой пошло и грубо. «Пришедший за покупками становится свидетелем чужих страстей и пересудов, словно оказывается вживую в «деревенском сериале», – говорит Николай Сергеевич, удивляющийся атмосфере. – Такая бесцеремонность неприятна. Мне сразу же вспоминается эпизод из кинофильма «Любовь и голуби», где актриса Людмила Гурченко, высмеивала манеры одной из героинь: «Людк, а Людк, глянь-ка…»

Кто-то заметит: «Водители, продавцы – простые люди, где не особо озадачиваются культурой взаимоотношений. Вот на государственной службе – да, там с этим строго». А между тем, по сведениям Агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции, от казахстанцев в 2016 году поступило много жалоб на поведение чиновников. Из них на нарушение Этического кодекса госслужащих – 382 жалобы, на грубое отношение – 76, управление транспортом в нетрезвом виде – 32 и так далее. На плохое оказание государственных услуг в прошлом году жалоб было в четыре раза больше, чем в предыдущем.

Не везде осуществляется подобный мониторинг. И тем более в нашей жизни. Хамство было во все времена, и всегда человек стоял перед выбором – как отреагировать? Той же «монетой», опустившись до уровня обидчика? Или быть выше наглеца – промолчать, проигнорировать, ответить улыбкой или юмором и тем самым разоружить и пристыдить его? Каждый выбирает сам, как ему поступить, но все же лучше не доводить до крайностей. Бумеранг возвращается…

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top