Наступать и побеждать

19 декабря 2019
0
411

«Небо Балтики давит свинцом, держит город за горло блокада, Медный всадник и ангел с крестом батальонам подвозят снаряды. Львы из камня срываются с мест, чтоб с бойцами подняться в атаку – непокорных жестокая месть, наступленье – крушение мрака…». Так начинается композиция «Непокорённый», посвящённая жителям блокадного Ленинграда. Музыка Валерия Кипелова, слова В. Кипелова и Маргариты Пушкиной. Одноимённый клип набрал в Интернете более 1 100 000 просмотров. Никакой ошибки нет. Это тот самый Валерий Александрович Кипелов – легендарный советский и российский рок-музыкант, певец, композитор и автор песен, один из основателей группы «Ария», сегодня лидер группы «Кипелов», работающий в стилях хэви-метал и хард-рок. Кипелов – лауреат премии «RAMP» 2007 года в номинации «Отцы рока».

Время «Арии»

Он родился 12 июля 1958 года в Москве. Окончил музыкальную школу по классу баяна. Первые шаги в музыке сделал в ВИА «Крестьянские дети», выступавшем в основном на свадьбах и праздниках. Служил в ракетных войсках, активно участвовал в армейской самодеятельности.

После службы Кипелов вместе со своим другом Николаем Расторгуевым, будущим солистом «Любэ», выступает в ансамбле «Шестеро молодых», а затем в известном ВИА Михаила Шуфутинского «Лейся, песня!» В 1985 году этот коллектив не сдал программу госкомиссии и временно закрылся. Руководитель группы «Поющие сердца» Виктор Векштейн искал солиста – так Кипелов оказался в этом популярном коллективе, где уже выступала вокалистка Антонина Жмакова, жена Векштейна. И вот тут начинается самое интересное.

В тогдашних «Поющих сердцах», как в фокусе, сосредоточились противоречия молодёжной музыки 1980-х. Ансамбль, формально считающийся ВИА, исполнял много лирических песен В. Векштейна и советских композиторов в духе традиционной эстрады. С такой программой, кстати, коллектив, выступал в 1979 году в Уральске в ДК завода им. К. Ворошилова и на заводе «Омега». С другой стороны, руководитель и другие музыканты понимали, что надо двигаться вперёд, исполнять более жёсткую, с актуальными текстами, музыку.

В 1985 году участники ВИА «Поющие сердца» Виктор Векштейн, гитаристы Сергей Потёмкин и Владимир Холстинин, Алик Грановский (бас-гитара), Кирилл Покровский (клавишные), Александр Львов (ударные) и Валерий Кипелов (вокал) создают хэви-метал-группу «Ария». Её первый виниловый «гигант» – «Герой асфальта» (1987) тиражом 1 500 000 экземпляров разошёлся по Советскому Союзу за несколько месяцев. Была на этом диске и «Баллада о древнерусском воине».

С неё и антивоенных композиций «Это рок» (альбом «Мания величия», 1985), а также «Игры не для нас» («С кем ты?», 1986) берёт начало традиция в творчестве «Арии» и самого Валерия Кипелова – исполнения песен глубокого гражданского, социального звучания: о войне и мире, добре и зле, месте человека в обществе, ответственности за будущее планеты. Это резко контрастировало с тематикой «металлической» музыки на Западе: гробы, кровь, мертвецы и убийцы.

В подобном же «Арии» духе работала и группа «Чёрный кофе» Дмитрия Варшавского. Именно в СССР возникло направление в тяжёлой музыке – «светлый металл».

В интервью еженедельнику «Аргументы и факты» (1988, №1) Виктор Векштейн заметил: «Даже трудно предположить, сколько можно сделать в хэви-метал, причём затронуть не низменные, а самые светлые чувства, героические и патриотические. Ведь у каждого подростка есть душа. Надо только найти путь к ней».

Векштейн, ныне покойный, оказался прав. Целое поколение выросло на композициях «Арии» – «Воля и разум», «Улица роз», «Колизей», «Дух войны», «Крещение огнём», «Я свободен!», «Бой продолжается», «Возьми моё сердце». Все песни тогдашней «Арии» на стихи Маргариты Пушкиной и Александра Елина исполнял Валерий Кипелов.

«Нервы города – к сердцу земли…»

Время шло. Как и в любом творческом коллективе, случались конфликты, противоречия. Классическая «Ария» дала жизнь группе «Мастер» и ещё двум командам, названным по фамилиям своих лидеров – «Маврин» и «Кипелов». Валерия всё чаще тревожат процессы в постсоветском обществе: забвение исторической памяти, ратных подвигов отцов и дедов, ложное понимание демократии…

В одном из интервью Кипелов заявил:

– Те люди, которые называют себя внесистемной оппозицией, они просто раскачивают лодку. Я считаю, что нет ничего позитивного и конструктивного в митингах и речах. Да, выходят несогласные с выборами и подтасовками, но это бывает, наверное, в каждой стране. Но зачем провоцировать других людей, устраивать драки с ОМОНом?

Кипелов поддержал присоединение Крыма к России, критиковал гадкое словечко «победобесие», употребляемое некоторыми людьми по отношению к празднику 9 мая – Дню Победы. И эти «борцы» кичатся тем, что льют грязь на правду, на память поколений! Война не обошла стороной и семью Кипеловых. Один дед Валерия пропал без вести под Клином, другой погиб под Новгородом…

Будучи ещё в «Арии», Кипелов, человек православный, верующий, отказался исполнять «Антихриста». Не все, говорил он, понимают смысл этой песни, да и отношение в ней Христа и Антихриста слишком уж сложные… Валерий понимает, что рок-музыкант, проповедующий идеи добра и справедливости, христианскую философию, не имеет права молчать. Тем более что мировая рок-музыка в своих лучших образцах как раз эти идеи и отстаивала.

Когда Пол Маккартни и его группа «Wings» исполнили «Отдайте Ирландию ирландцам», эту песню запретила ВВС. В 1975 году во время гастролей «Песняров» по США американские журналисты спрашивали лидера группы Владимира Мулявина: «Зачем лучшему советскому бит-ансамблю политика?!» А хотя бы затем, чтобы всякие там «историки» и «демократы» молодым лапшу на уши не вешали!

Потому и выдали «Песняры» в 1995 году целую программу «Через всю войну». Потому исполняли в разные годы пронзительные «Хатынь» и «Миша Каминский», «Памяти Виктора Хары», «Балладу о четырёх заложниках», «Комсомольский билет», «Каждый четвёртый»…

И Кипелов выдал. 20 октября 2015 года в честь 70-летия Великой Победы состоялась премьера композиции «Непокорённый».

Мастерская работа. Кипелову удалось найти разумный баланс, гармонию формы и содержания – под жёсткие ритмы рока картины блокады воспринимаются с особым драматизмом:

«Чернота. Хрупкий ладожский лёд, уходящие дети под воду. Метроном отобьёт скорбный счёт всем погибшим в блокадные годы…»

Стихи Маргариты Пушкиной набатом отзываются в сердцах слушателей, они лишены наигранного пафоса. После страшных испытаний, бомбёжек и голода, с началом знаменитой операции «Искра» по прорыву блокады город Петра словно обретает второе дыхание:

«Нервы города – к сердцу земли, силы взять и к весне возродиться. Медный всадник к победе летит неподвластной забвению птицей».

В мае 2016 года Валерию Кипелову и группе «Кипелов» за создание песни и клипа «Непокорённый», посвящённых мужеству героических защитников Ленинграда, вручена всероссийская премия «Золотой венец Победы».

Симфония Жизни

Два года спустя в передаче Дмитрия Добрынина «Восьмая нота» на «Радио России» состоялась премьера новой работы Кипелова и Пушкиной – «Косово поле». Эта композиция навеяна битвой между сербами и боснийцами с одной стороны и турками-османами с другой на Косовом поле 15 июня 1389 года.

Кипелов говорил, что песня «Косово поле» – достойный ответ тому, что происходит в России и на Украине: в 2014 году в Киеве произошёл государственный переворот, в стране началась гражданская война. «Что случится в будущем, я знаю – поругание да купола сожжённые…»

Валерий выразил надежду, что новая песня сможет объединить людей.

«Здесь граница света с силой вражьей, тёмной силою, пленённой знаком Дьявола. Здесь легли за крест, за землю нашу, расцветём весной цветами мака алого».

Обратилась к героико-патриотической теме и питерская рок-группа «Сплин». Её лидер Александр Васильев написал песню «Оркестр», также посвящённую блокадному Ленинграду. 9 августа 1942 года оркестр Радиокомитета исполнил перед измученными голодными жителями седьмую (Ленинградскую) симфонию Д. Шостаковича. Это поддержало дух ленинградцев и защитников города и стало равнозначно подвигу.

Исполнив «Непокорённый» и «Оркестр», группы «Кипелов» и «Сплин» сделали БОЛЬШЕ, чем толпы пропагандистов и чиновников, рассуждающих о «воспитании молодёжи». Впрочем, разве такой – вялой и показушной – должна быть эта пропаганда?!

«Надо наступать и побеждать!» – как бы отвечает им группа «Ария» словами из другой своей песни. Это точно. Иначе из нас ВЫТРАВЯТ ИСТОРИЧЕСКУЮ ПАМЯТЬ, а значит СОМНУТ.

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top