Между прошлым и будущим

20 октября 2016
0
1985

(Продолжение. Начало в № 38, 40, 41)

Удивительно, что на сравнительно небольшой территории Адыгеи (всего около 8 тысяч квадратных километров) сосредоточено такое количество природных чудес и различных артефактов. Это красивейшие горы и ущелья, реки и водопады, гроты и каньоны,  пещеры и подземные ходы, таинственные дольмены и другие рукотворные сооружения, назначения которых не могут разгадать учёные и археологи.

Склеп с могилой архимандрита Мартирия

Дольмены

Одним из таких древних сооружений являются дольмены. Их в окрестностях Майкопа много. Один из самых больших находится в Национальном заповеднике Гузерипля.  Дольмен похож на большой каменный куб с круглым отверстием на одной из сторон. Как будто взяли и выдолбили внутри кусок скалы, оставив вход в виде круглого отверстия. Но чаще дольмен сложен из каменных плит, отшлифованных и плотно подогнанных друг к другу. Причем вес одной такой каменной плиты может достигать  нескольких десятков тонн. Это какие же гиганты, обладающие  чудовищной силой вытесывали эти камни и подгоняли их друг к другу пять-десять тысячелетий назад?

Официальная наука считает дольмены погребальными или обрядовыми сооружениями. Но некоторые ученые предполагают, что дольмены – это какие-то технологические сооружения. Но какую  роль играли эти сооружения? Как древние строители  обрабатывали камни? С помощью каких механизмов передвигали и поднимали их? Почему их строили по разным технологиям, но по единому стандарту?

Версий происхождения дольменов множество, одна интересней другой. Одни предполагают, что дольмены строили атланты – жители таинственно исчезнувшей Атлантиды, другие считают, что это творение инопланетян. Предполагают, что отверстия – это портал в потусторонний мир, что дольмены излечивают, раскрывают творческие способности, что к ним, как в зону «Сталкера» можно подходить только с добрыми мыслями  и прочее.

Что интересно, все кавказские дольмены располагаются вдоль дорог, или наоборот – дороги строили вдоль расположения дольменов. Может быть поэтому,  оборонительные сооружения Красной армии на Кавказе в годы Великой Отечественной войны тоже возводили вблизи дольменных комплексов. Наступление фашистов в 1942-1943 году было остановлено в районе Гузерипльских дольменов, которые расположены в виде подковы, как будто действительно несколько тысячелетий назад строились для обороны. Местные жители уверены: фашистов помогли остановить дольмены, так как в них живет дух предков, который защищает эти места.

Но что несомненно – вблизи дольменов действительно ощущается какая-то мощная энергия. Может быть, влияет сама мысль о том, что эти каменные сооружения старше египетских пирамид.

В Гузерипльский заповедник мы вошли вместе с небольшой, но шумной группой туристов. К дольменам они отправились вперед нас. Мы их встретили, когда они возвращались. И они были какими-то другими: притихшими и как будто погруженными в себя. А, может быть, это густой хвойный лес  создавал такую атмосферу. Ведь даже Тургенев в таком лесу почувствовал себя так, как будто «заглянул куда-то, куда не следует заглядывать человеку». «Ступайте вон, беспокойные живые», – казалось,  угрюмо шептал он нам  из-за каждой сосны».

Свято-Михайловская пустынь 

Километрах в сорока от Майкопа находится одна из православных  святынь Адыгеи – Свято-Михайловский мужской монастырь. От поселка  двенадцать километров живописной дороги в горы, поросшие дубом, самшитом, буком.

По пути заезжаем в Кубанский казачий стан, обещающий конные прогулки – так значится на вывеске какого-то домика у обочины. Хозяин тут же выводит породистого жеребца, с гордостью говорит: «Настоящий донец!» Стоимость часовой прогулки – 600 рублей.

– А мы тоже казаки – уральские, – говорим ему. – Нам скидка положена.

Мужик соглашается дать нам лошадей за 500 рублей. Обещаем заехать на обратном пути.

Еще один зигзаг дороги – и засверкали золотые купола церквей.  Полное  название монастыря – Свято-Михайло-Афонская Закубанская мужская общежительная пустынь. Монастырь был назван в честь Архангела Михаила,  имя которого носил Великий Князь Михаил Романов. Он был наместником на Кавказе и способствовал основанию обители у подножия горы Физибго, которая со временем  стала духовным центром для православных христиан Северного Кавказа. С 1864 года Михаил Романов был главнокомандующим Кавказской армии, а по окончании русско-турецкой войны произведен в чин фельдмаршала. Бюст Михаилу Романову на территории монастыря установили уже в наше время – в 2010 году.

Монастырь хоть и мужской, но женщин на его территорию пускают свободно. Желающим выдают юбки и платки. Но никто не остановил нас и в джинсах.

Дольмен в Гузерипльском заповеднике

На территории находятся несколько церквей: Свято-Троицкий храм,  Александровский, Успенский, Архангела Михаила. С отдельно стоящей колокольни Свято-Троицкого храма хорошо просматривается территория монастыря: сельская школа, паломническая гостиница, странноприимный дом, иконная лавка, трапезная, баня и другие постройки. Монастырь занимает большую территорию, он имеет столярную, слесарную и швейную мастерские, в которых работают  иноки и послушники. Кстати, все блюда в трапезной готовят из собственных продуктов, а монастырская «Блинная» славится среди паломников так, что ни один не уходит, не отведав блинов со сметаной из козьего молока (козы пасутся на склонах гор) или с душистым горным медом. Есть у монахов и своя конюшня, и они тоже устраивают для туристов конные прогулки по горам.

На территории монастыря находится очень ухоженная братская могила инвалидов, которые скрывались здесь во время войны и были расстреляны фашистами. Но главная достопримечательность монастыря – это святой источник целителя Пантелеймона. Он находится в километре от самого монастыря на горе Физиабго. Туда выложена брусчаткой дорожка, почти через каждые сто-двести метров стоят скамейки, да и сам подъем не тяжелый, потому что дорога поднимается медленно. Когда мы подъехали на площадку, от которой к источнику нужно было идти пешком, то спросили у молодых людей, выскочивших из крутой иномарки с полотенцами в руках, далеко ли идти? Они ответили уклончиво: «Кому как…» И, правда, одни шли оттуда умиротворенными и счастливыми, другие возмущались, что идти было далеко и тяжело, и если бы они знали, то не пошли бы…

Идти к источнику советуют молча. Рядом с источником  устроены купальни, окунаться рекомендуют в рубашке, вода холодная – и летом, и зимой всего четыре градуса.

От источника Святого Пантелеймона можно подняться на вершину горы Физиабго. Туда можно попасть или по тропе, или по металлической лестнице – то и другое круто поднимается вверх, и мы туда не пошли. С вершины горы, говорят, открывается великолепный вид на Кавказские горы, а на самой горе ведется строительство нового храма Преображения, который был взорван в годы советской власти.

Его строили почти двадцать лет: с 1885-го по 1902 год и весь строительный материал поднимали на гору на своих плечах монастырская братия и паломники. Но зато – какая красота засияла под небесами: храм был построен в византийском стиле и отличался особым изяществом и великолепием, его фотографии можно увидеть перед входом в Троицкую церковь, где на деревянной веранде устроено что-то вроде музея монастыря.

Церковь Преображения взорвали в 1952 году. А теперь восстанавливают, то есть воссоздают. И паломники (или туристы), которые решаются подняться на гору, прихватывают с собой хоть небольшой камушек – символически на строительство храма, как и сто с лишним лет назад. Говорят, натаскали уже целую кучу. Хотя сегодня, конечно, монахи на себе камни на гору не таскают, для этого есть специальные подъемные механизмы.

Когда идешь по дорожке от источника, попадаешь на детскую площадку со множеством фигур разных животных.

Поблизости от главного храма – склеп с могилой основателя монастыря – архимандрита Мартирия. По преданию святой исцеляющий источник забил по его молитве.

Еще одна достопримечательность монастыря – подземные рукотворные пещеры. По преданию они были вырублены в песчанике плато монахами-отшельниками, бежавшими сюда из Византии в 8-9 веках. В то время в Византии шла борьба против «иконопочитания», и его сторонники переселялись в Крым и на Северный Кавказ.

По другой версии, пещеры были созданы много позже – в 80-е годы 19 века. По преданию, несколько старцев во искупление своих прегрешений вырыли в плотных песчаниках подземные ходы, обустроили кельи и подземный храм.

А, может, те, кто вырыл эти пещеры, были старообрядцами и бежали от преследований? Ведь даже в наших краях до сих пор находят остатки монашеских келий, вырытых в земле.

Когда-то подземные галереи, созданные монахами, тянулись на многие километры в двенадцати направлениях. Только под территорией монастыря их протяженность составляла три километра, а дальше двенадцать подземных ходов вели к окрестностям местных сел и деревень. Говорят, что в пещерах располагались кельи, монастырская библиотека, несколько мастерских и даже склеп для монахов. По рассказам старожилов, в подземном храме находилась «плачущая» икона Богородицы, а на потолке был изображен Господь Вседержитель.

Во время Великой Отечественной войны фашисты потребовали от монахов провести их подземными ходами к расположению Советских войск. Один из монахов согласился быть проводником, завел фашистов в подземелье и, пользуясь темнотой, там оставил на погибель. Но, возможно, это тоже легенда.

Большая часть подземных пещер была утрачена в 50-е годы прошлого века: когда взрывали монастырские храмы, подземные галереи обваливались и засыпали помещения. На сегодняшний день уцелели несколько коридоров под монастырем и подземная часовня, а длина сохранившихся ходов составляет всего триста метров. Вход в подземные пещеры мы обнаружили случайно: среди деревьев не видно было узенькой каменной лестницы, уходящей вниз. И если бы не икона Иисуса Христа на дереве, то лестницу можно и не заметить. Но вход оказался закрыт. Ближе к дорожке, тоже на дереве висело объявление, что желающие посетить подземные пещеры должны собраться в группу и позвонить по указанному номеру. Группы поблизости не наблюдалось, поэтому в подземные пещеры мы не попали.

Свято-Михайловскую пустынь называли когда-то Кубанской казачьей Лаврой и, говорят, это название к ней снова возвращается, хотя большого количества прихожан и паломников мы там не наблюдали.

С территории монастыря не хотелось уезжать. И дело даже не в красотах, которые открываются оттуда. А в особой атмосфере, ауре этого места. Как говорят верующие, намоленного. Как будто все здесь такой же хрустальной чистоты, как водопады с верховьев горы Физиабго.

Свято-Михайловская пустынь

Фото автора
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top