Их мало, но они в тельняшках!

16 августа 2018
0
1506

На осень запланированы торжества по знаменательному поводу: в текущем году одному из старейших предприятий Уральска судоремонтно-судостроительному заводу (ныне ТОО «Судоремонтный завод») исполняется 90 лет. Выстояв в кризисные 1990-е годы, сегодня предприятие не только ремонтирует флот организаций Западно-Казахстанской и Атырауской областей, но также медленно, но верно наращивает судостроение. Увеличилось здесь и количество работающих.

Мост новой жизни

За последние годы только плавучих насосных станций предприятие по собственным проектам построило 40: десяток больших производительностью 6 000 кубометров в час и 30 малых производительностью 50-200 кубометров. Недавно сдана заказчикам ещё одна – для использования на Урало-Шалкарском канале.

В июне сдан в эксплуатацию произведённый на предприятии наплавной мост. Он установлен на Большом Узене в Казталовском районе около села Берёзовка. На торжественном открытии моста присутствовал аким Западо-Казахстанской области Алтай Кульгинов. Местное население очень довольно работой директора ТОО «Судоремонтный завод» Владимира Самсонова и его коллег: теперь в районе улучшилось движение автотранспорта, что позволило решить массу экономических и социальных вопросов, значительно облегчить общение людей.

На Дунгулюкском водохранилище Урало-Кушумской оросительно-обводнительной системы в 2018 году также начала работать очередная «насоска» уральских судостроителей. Ещё предприятие строит земснаряды (один из них продан в Астану для углубления Ишима), понтоны и пассажирские суда.

Хоть «Москву» построим!

Заканчивается постройка катера пассажировместимостью 10 человек, развивающего скорость до 30 км/ч.

По словам Владимира Самсонова, такое судно можно использовать как водное такси и для семейного отдыха. Появится спрос – можно построить серию таких катеров.

Но самое заметное событие в попытках возродить пассажирское судостроение связано со спуском на воду в сентябре 2014 года теплохода «Фонтанка», построенного в ТОО «Судоремонтный завод» на базе проекта советской эпохи Р-118 «Фонтанка» для рек и каналов Ленинграда. Внешне теплоход напоминает ходившие по Уралу «Зарницы» на воздушной подушке.

Уральцы доработали проект Р-118 с учётом особенностей Урала. Водомётный движитель с поворотным концевым патрубком обеспечивает судну скорость до 20 км/ч и высокие маневровые качества. На «Фонтанке» три каюты, прекрасно отделанный пассажирский салон на 60 посадочных мест. Всего теплоход может взять на борт 100 человек. Осадка – полметра. Идеальное многоцелевое судно для Урала! На нём можно и наших дачников перевозить.

Однако Уральск так «Фонтанку» и не «распробовал»: судно ушло заказчику – акимату Атырауской области.

– Мы можем построить не только вторую «Фонтанку», но и хоть теплоход типа «Москва»: кадры, материально-техническая база для этого есть, можно увеличить количество работающих, – говорит Владимир Самсонов. – Появится заказчик, финансирование – с удовольствием построим вторую «Фонтанку». XXI век на дворе: уральцы и гости города должны ездить по реке на современных теплоходах, с комфортом!

Но что-то не видно в Приуралье заказчиков. Зато наши соседи атыраусцы действуют очень активно: регулярно заказывают на Уральском судоремонтном заводе земснаряды, понтоны, насосные станции, а теперь и пассажирские суда. Неровен час, уйдёт вторая «Фонтанка» к соседям, а наши дачники снова останутся с носом. Местные заказчики, ау!

Ветер с моря дул…

В ближайших планах предприятия – капитальный ремонт слипа и текущий ремонт флота работающих на Урале мелких судоходных компаний. Наверняка возобновится производство земснарядов. Одна организация купила по дешёвке в России земснаряд, построенный по технологиям… послевоенной поры, и намучилась с таким изделием. Система охлаждения двигателя у него толком не действует. Но ведь есть же хорошо проверенные временем земснаряды производства ТОО «Судоремонтный завод». Их можно активно использовать для вконец заиленного и зарегулированного Чагана.

Будет ремонтироваться на заводе и морской флот с Каспия – договоры на такие работы подписываются. Отремонтирован офис, покупаются новые станки, запущена кузница – Самсонов и его коллеги готовятся к выполнению новых заказов. Так что не правы оказались скептики, предрекавшие конец предприятию со славной и богатой историей. Да, меньше сегодня работающих на судоремонтном, чем прежде, но они, как говорится, в тельняшках и самоотверженно трудятся в нелёгкие рыночные времена.

Фото автора и из архива предприятия
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top