Герои и злодеи

28 января 2021
0
1000

«Я выключаю телевизор, я пишу тебе письмо о том, что больше не могу смотреть на дерьмо…» – эти слова из песни Виктора Цоя вспоминаются сегодня всё чаще. Вот характерный пример. В одной из новогодних телепередач на экране возник Николай Басков. Сразу вспоминается его замечательный суперхит «Шарманка». Но тут намечается что-то круче, значительнее.

Группа «Эпидемия»

Вот зараза!

Певец, вскинув одну руку, а в другой держа микрофон, на фоне стоящих пирамидой на специальных подставках в строгих позах мужчин поёт нечто патетическое. Да нет – наверняка героическое: его лицо серьёзно, напряжено, во взгляде и движениях – нерв, экспрессия. Впечатление такое, что он поёт о Родине, высоких чувствах. Делаю звук громче и слышу такое…
«Она носит всё лучшее сразу, туфли, платья, шелка и стразы, чтобы шаловливый твой разум не влюбился в другую заразу…» То, что исполняет Басков (песней это назвать трудно), так и называется – «Зараза». Какая уж тут Родина и светлые чувства!

И дальше: «Ты всегда кайфуешь с ней, она – мечта. Да, ты будешь с ней всегда, в любые города. На все вопросы – «Да», нежнее, чем вода. Она – твой талисман, а ты – её капкан, как будто ваш роман заколдовал шаман».

Возникает вопрос: как народный артист Украины, мастер искусств Молдовы, народный артист Российской Федерации, кандидат искусствоведения, профессор, телеведущий, киноактёр, педагог мог исполнить такую ЧУШЬ? Он сам снизил (или ему «снизили») творческую планку? Зачем? Из «конъюнктурных» соображений? Но мы-то знаем Баскова совсем по другим песням!

Самое интересное в том, что «Зараза» отмечена в ведущем хит-параде страны – «Золотом граммофоне» «Русского радио». Значит, есть спрос на такую «музыку».

Автор «Заразы» – выпускник эстрадно-циркового колледжа Антон Пустовой. Он живёт в Киеве и пишет тексты, согласно официальной информации, для лёгких, танцевальных, досуговых песен. Как он сам признаётся, наибольшим спросом пользуются «алкогольная», допинговая тематика.

И она действительно как зараза.

Ниже плинтуса

Однажды моя коллега Бахыт Длимова, показывая на фото Юрия Шатунова, воскликнула: «Вот наша музыка. На ней мы росли, на ней воспитывались!» Кто-то, возможно, рассмеётся: «Подумаешь, какой-то «Ласковый май»!» А мне вовсе не смешно. Я Бахыт понимаю. Песни «Ласкового мая» по сравнению с «Заразой» и жвачек вроде «В комнате темно, все танцуют, все танцуют, все…» (Артур Пирожков) – это почти Бетховен! Во всяком случае, в «Белых розах» и других хитах создателя группы Сергея Борисовича Кузнецова, побывавшего, кстати, в Уральске, – юношеские мечты, переживания, первая любовь, воспоминания о детстве и НИКАКОЙ БЕЗВКУСИЦЫ и тем более ПОХАБЩИНЫ.

С этим сейчас проблем нет. В период моей работы в газете «Талап» произошёл показательный эпизод. «Вы видели вчерашний концерт? – спросил наш редактор Юрий Васильевич Баев. – Полное падение нравов! Российская эстрада кончена, она подписала себе приговор!»

В том концерте размалёванные полуголые девицы размахивали между ног привязанными к области поясницы хвостами и напевали: «Это палочка – выручалочка…»

Часто беседую на музыкальные темы с известным в Уральске человеком –ассоциированным профессором ЗКУ им. М. Утемисова, членом Союза композиторов РК, лауреатом республиканских и международных конкурсов Максимом Поповым. Замечу, что Максим Михайлович отлично разбирается во всех видах музыки, включая рок: он сам вышел из рок-самодеятельности 1980-х.

– В советское время эстрада – та же поп-музыка, – говорит Попов. – Но какая! Это Муслим Магомаев, Евгений Мартынов, Арно Бабаджанян, Анна Герман. Какие имена! Активно работали культпросветкомиссии, худсоветы. В их состав входили профессионалы высокого уровня, в том числе члены Союза композиторов СССР. Чтобы сдать свою программу, нужно было пройти через это «сито». Эти люди поставили надёжный заслон низкопробным произведениям и всякой похабщине! Сегодня уровень музыкальных запросов упал ниже плинтуса. У шоу-бизнеса ВОЛЧЬИ ЗАКОНЫ, главное – КОММЕРЧЕСКАЯ ВЫГОДА. Раскрутить могут даже БЕЗДАРНОСТЬ, а таких, к сожалению, большинство. При этой системе ни о каких худсоветах речи быть не может: такие структуры шоу-бизнес мгновенно бы «перемолол»…

Слушай, молодежь!

Не досмотрев и не дослушав «Заразу», выключаю телевизор и ставлю очень интересную запись из своей коллекции.

Москва. 23 февраля 2018 года. Вместительный зал клуба «Stadium» забит до отказа молодыми поклонниками рока.

«На краю Земли, где бушуют ветра, в ожидании нашей судьбы лютый холод в груди сменит жара, с первой нотой, зовущей на бой судьбы…» – так начинается впечатляющий рок-спектакль московской пауэр-метал-группы «Эпидемия» – «Легенда Ксентарона». Это одна из четырёх рок-опер группы, написанных её основателем и гитаристом Юрием Мелисовым по произведениям Джона Толкина, Маргарет Уэйс, Трейси Хикмена и Майкла Муркока. Из «Легенды» смонтирован известный клип «Стрела судьбы».

Сравните процитированные строки с тем, что исполняет в «Заразе» Басков. Улавливаете разницу? Юрий Мелисов не заканчивал эстрадно-циркового колледжа, не имеет званий и регалий. Зато он вместе с вокалистом Евгением Егоровым, музыкантами Дмитрием Троцко, Ильёй Мамонтовым и Дмитрием Кривенковым честно и профессиоанально выполняет своё предназначение – нести молодым слушателям идеалы добра, любви, ответственности за мир на планете.

Написанные в таком духе рок-оперы «Эльфийская рукопись», «Сокровища Энии», «Эльфийская рукопись: сказание на все времена» и «Легенда Ксентарона» стали событием в музыкальной жизни России и стран СНГ. В этих постановках участвовали музыканты групп «Ария», «Колизей», «Мельница» и других.

Сам клип «Стрела судьбы» удивляет вдвойне: музыкантам удалось совместить жёсткие ритмы рока (а хэви и пауэр-метал как его разновидности – музыка ещё круче) с потрясающей МЕЛОДИКОЙ. Всякого рода «фуззы» и другие эффектные и характерные для рока приёмы здесь не выпячиваются, как бы приглушены.

«Стрела судьбы в пылу борьбы. Попадёшь в цель, презрев и боль и гнев…» Герои популярного у молодёжи жанра «фэнтези» борются за свою судьбу с силами зла. В спасительном «артефакте богов» ищут «в сердце ответ, направляя удар на врага. Оттого виноватых и правых здесь нет, цель найдёт, даже если дрожит рука!» Герои (в буквальном смысле слова) побеждают злодеев.

После просмотра клипа остаётся впечатление чего-то светлого, доброго. Здесь, как и во всём творчестве группы «Эпидемия», нет тёмных комнат с танцующими заразами с хвостами и стразами. Нет наигранной пафосности и позёрства. «Стрела судьбы» – это вещь и о ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА. И о том, что есть на свете белые розы, которые бережно поднимает с асфальта в клипе группы «Ласковый май» Юрий Шатунов. Есть о чём подумать…

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top