Актауский порт: курс на интеграцию

1 марта 2018
0
621

Большую роль в системе международных транспортных потоков играет АО «НК «Актауский международный морской торговый порт». Он является составной частью «Шёлкового пути», транспортных коридоров ТРАСЕКА и Север-Юг, обеспечивающих выход в порты Каспийского, Черноморско-Средиземноморского и Балтийского бассейнов, страны Персидского залива и Юго-Восточной Азии.

Стратегический фактор

В 2013 году порт претерпел существенную реорганизацию: поменял статус РГКП на акционерное общество, передав активы компании «Самрук-Казына» с оформлением доверительного управления национальной компании «Казахстан темиржолы». Морской порт Актау определён как стратегический порт-регулятор в структуре Единой транспортно-логистической системы страны. В связи с реорганизацией и формированием «мультимодального хаба» представитель Актауского порта Даурен Кутпанбаев заявил в казахстанских СМИ следующее:

«Данный проект является важным сегментом стратегии развития интермодальных перевозок АО «НК «КТЖ», одобренной Главой государства. Единообразная реализация управления транспортной логистикой страны в лице «КТЖ» должна повысить гибкость всех звеньев транспортной цепи, что позволит интегрироваться в мировую транспортную сеть, в том числе с вовлечением крупных игроков – признанных транспортников с мировым именем. Также железнодорожная компания, включая сегменты порта и судоходной компании, сможет координировать все грузопотоки, что также немаловажно для успешности и конкурентоспособности создаваемого проекта».

Необходимо отметить, что Казахстан заинтересован в том, чтобы стать мировым торговым логистическим хабом. Ежегодно через нашу страну проходит порядка 16 млн. тонн транзитных грузов. К 2020 году поставлена задача увеличить транзитный поток до 170 млн. тонн. На столько же возрастёт доход в государственный бюджет. При этом Казахстан должен использовать своё выгодное географическое положение.

С этой целью уже введены в строй два мощных железнодорожных участка – Жетыген-Коргас (293 км) и Узень-граница с Туркменистаном с дальнейшим выходом в Персидский залив. Кроме этого, сейчас строится новая железнодорожная линия Бейнеу – Жезказган, которая разделена на два участка: Бейнеу – Шалкар (471 км) и Саксаульская – Жезказган (517 км).

Таким образом, сегодня Казахстан, вкладывая огромные средства в строительство транспортных узлов, сокращает маршруты на сотни километров, создаёт привлекательные условия для перевозки грузов.

Эффективная модернизация

В настоящее время три четверти объёма перевалки грузов в порту составляет нефть, а в связи с расширением нефтепровода КТК эти объёмы значительно сократятся. Поэтому необходимо уделить внимание другим видам перевозки грузов. В связи с этим эксперты прогнозируют рост грузооборота Актауского порта в долгосрочной перспективе с 6 млн. тонн до 20 млн. тонн.

К тому же порт будет конкурировать по срокам и стоимости доставки с мировыми транспортными коридорами, в том числе Транссибирским и Южным морским путём.

Здесь очень важна выработка сквозного тарифа по принципу «от двери до двери». В будущем планируется, что мировым компаниям будет предоставляться один тариф на весь путь: например, от Хоргоса до Дубаи или до Черноморских портов.

О перспективах развития любого порта свидетельствует количество грузоперевозок. В последние 5-7 лет по Каспийскому морю ежегодно перевозится порядка 30-32 млн. тонн. При этом доля порта Актау составляет 29% от общего объёма грузопотоков.

На Каспии отмечается рост грузоперевозок на паромах. Актауский порт делает всё возможное для увеличения пропускной способности паромного терминала, проектные мощности которого после реконструкции в 2001 году достигли 1 млн. тонн.

В ближайшие 5-10 лет основными грузами, переваливаемыми через порт Актау, как и прежде, будут нефть, прокат чёрных металлов, зерно, транзитные грузы из Китая, уральских регионов России и стран Персидского залива.

Сегодня помимо наращивания производственных мощностей, порт Актау принимает меры по повышению эффективности своей работы. В порту активно внедряется автоматизация погрузочно-разгрузочных работ. Благодаря этому сокращается время обработки грузов и увеличивается пропускная способность порта.

Перспективы роста грузоперевозок через порт Актау связаны с активной разработкой крупнейших нефтяных месторождений Западного Казахстана, увеличением экспорта различных грузов, реализацией крупных инфраструктурных проектов в регионе и стране.

Расширение порта в северном направлении позволит переваливать в год только сухих грузов более 5 млн. тонн, что даст толчок его последующему динамичному развитию.

Не забыть про Атырау

Интересно, что в официальном списке морских портов на Каспии значится и порт Атырау, хотя по документам он является речным предприятием. В составе Уральского речного пароходства оно с 1960-х годов именовалось Гурьевским речным портом.

В 30-х годах, когда в составе УРП действовал морской участок Гурьев – Астрахань, и в последующие годы через Гурьев, находящийся в почти полусотне километров от Каспия, проходили морские грузы. Например, кормовая ракушка с островов к югу от дельты Урала или ракушеблоки с полуострова Мангышлак. Ракушеблоки перевозились на морских баржах проекта 1736, построенных на Уральском судоремонтно-судостроительном заводе им. В. Чапаева.

А в начале 90-х произошло и вовсе неординарное событие: наша область могла стать участницей международных дальних морских перевозок, задолго до нынешних хабов и коридоров.

Руководителей Уральского речного пароходства, только что преобразованного в АО «Уралречфлот», вызвали в областной акимат на предмет срочной перевозки нашего зерна… в Иран по Уралу и Каспийскому морю! Однако предприятие, находившееся в условиях экономического кризиса в тяжёлом финансовом положении, на грани выживания, оказалось не в состоянии оперативно справиться с такой задачей.

Речники сразу дали понять: к такой ответственной транспортной операции необходимо подготовиться, ведь в Атырау предстояло выполнить перевалку груза с речных барж на морские. Следовало нарастить на них борта, подобрать тенты, выделить морские буксиры, решить другие вопросы.

В 60-70-х, «золотой век» судоходства на Урале, такие загранперевозки наверняка бы осуществились!

Сегодня Атырауский порт, как возможная составная часть упомянутого мультимодального хаба, может оказаться вовлечённым в международные морские перевозки и к ним, учитывая предыдущий опыт, необходимо быть готовыми.

Фото: Нурлан Тастанбеков

Добавить комментарий

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top