Женщина и музыка

5 марта 2020
0
4602

В женщине прекрасно все, в настоящей музыке тоже. А если они объединяются, получается нечто чудесное, способное вдохновлять и восхищать. Мы приведем для вас несколько примеров, какая гармония возникает, когда женщина увлекается музыкой. Знакомьтесь.

Концертмейстер Оксана Николаевна Австриян вместе со своими детьми приехала на областной ежегодный конкурс среди музыкальных школ «Юный музыкант». Она из Аксая, работает много лет в музыкальной школе, сама ее выпускница, здесь же обучаются две ее дочери. Она стала заниматься музыкой в 7 лет. Выбрала фортепиано.

Ее отец – преподаватель по классу баян, мама окончила дирижерско-хоровое отделение, много лет преподавала в средней школе. С раннего детства Оксана пела русские народные и украинские песни. Аккомпаниатором был отец.

– У нас музыкальная семья, даже бабушка, которой сейчас 83 года, играет на балалайке. Она привила мне любовь к песне, – рассказывает Оксана Николаевна и признается, что гордится и выступлением своих учеников, и школой, которую они вместе представляют.

Конкурс «Юный музыкант» традиционный. Нынче участвуют только хоровые коллективы и пианисты. В прошлом году был для русских и казахских народных инструментов.

Детская музыкальная школа Аксая представила хоровой коллектив под руководством Бибинур Даулетовой и концертмейстера Оксаны Австриян. Также привезли на конкурс трех пианистов. Школа имеет богатую историю, ей более 50 лет.

В прошлом году на этом конкурсе, который является показателем уровня мастерства, аксайские баянисты взяли Гран-при. Не подвели и кобызисты: тоже первое место. На республиканском уровне их также признали лучшими. Этот год не стал исключением, воспитанники школы снова победители.

– Что дает мне музыка? Молодость, – говорит Оксана Николаевна. – Я не встречала музыканта, который бы старел. Тот, кто так или иначе связан с музыкой остается красивым, цветущим на долгие годы. Она лечит, дает исцеление, внутреннюю свободу и радость. В преддверии 8 Марта я хочу пожелать всем женщинам красоты, любви, весны и чтобы в их душе всегда звучала мелодия.

Очаровательная девушка с аккордеоном в руках – явление весьма зрелищное. Галина Калашникова – профессионал. Однако зрителей всякий раз покоряет не только мастерское исполнение, но и огромное обаяние. Музыкой Галя занимается с восьми лет. Впрочем, знакомство с инструментом для нее началось гораздо раньше. Дома был старенький аккордеон, на котором занималась старшая сестра Аня. Когда он был свободен, к нему подходила Галя. Ставила его на колени и осторожно нажимала на клавиши, прислушиваясь к первым звукам. Тогда ей казалось, что именно так он с ней здоровается.

Она с улыбкой вспоминает, как шла в музыкальную школу с ощущением полной уверенности, что умеет играть. Немного обиделась, когда преподаватель Тамара Александровна Гладкова стала показывать маленькой девочке, как правильно нужно обращаться с инструментом. Чтобы доказать учителю свое недетское мастерство, попросила разрешения сыграть две ее любимые мелодии «Ой, мороз, мороз» и «То не ветер ветку клонит…». Эти песни любил отец, и она их хорошо знала.

– Наша семья музыкальная. Мама замечательно пела, впрочем, тогда пели все, – рассказывает Галина. – Вспомните, ни одно торжество в простой советской семье не проходило без застольных песен. Папа играл на мандолине в оркестре, при этом не имея никакого музыкального образования. У него был исключительный слух, прослушав один раз мелодию, он мог свободно ее подобрать. А еще удивляла его феноменальная память, он помнил все песни наизусть и никогда не сбивался. Я полюбила аккордеон всем сердцем, хотя после окончания школы решила поступить в юридический институт, очень хотела стать адвокатом. Отец не разрешил, категорично настоял, чтобы я выбор сделала в пользу музыкального колледжа имени Курмангазы. За это ему я благодарна.

У нее есть уникальная способность заниматься несколькими делами параллельно и делать это хорошо. Долгое время совмещала работу в оркестре с работой в гимназии АО «Талап», руководила детским школьным хором. В своем же оркестре проходила практику как дирижер. В 2012 году назначена вторым дирижером оркестра, параллельно работала в областной филармонии имени Гарифуллы Курмангалиева. Выступала как солист, концертмейстер, исполняла произведения на родном аккордеоне. В 2015 году стала художественным руководителем и главным дирижером городского оркестра народных инструментов, который вывела на новый уровень. Музыка для нее не профессия, а состояние души, которое она передает через инструмент.

Принято считать, что голос кобыза обладает необыкновенной магической силой, он способен исцелять звуком. Им в своих ритуалах пользовались шаманы. Не каждому поддавался своенравный инструмент. Но тот, кому он доверялся, мог совершать невозможное. Аксамал Канаткалиева играет на прима-кобыз. Это осовремененный инструмент, который уже не имеет качеств своего предка, но в точности передает национальный колорит. Аксамал 30 лет, она родом из Жалпактала. Там окончила музыкальную школу, там до сих пор живут ее родители. Когда ей было 10 лет, решила учиться играть на музыкальном инструменте, выбрала домбру.

– Моя мама домбристка, она хорошо играет, – рассказывает Аксамал. – У меня интерес к музыке тоже был, поэтому, когда к нам в класс пришел представитель музыкальной школы и спросил, кто хочет записаться, я вместе со всеми стала тянуть руку. Как часто это бывает, на первое занятие пришел весь класс, но окончила школу только я. Моим первым педагогом стал Акылбек Каманов. Именно он научил азам музыкального искусства. Я помню свой первый урок.

После школы поступила в ЗКГУ имени Утемисова. После окончания вуза – в консерваторию в Алматы. Аксамал и сейчас старается совершенствовать свое музыкальное мастерство.

– Музыка и женщина – два понятия, которые дополняют друг друга. Взять хотя бы любой оркестр, большая часть в нем женщины, – говорит она.

Поклонники Жумаганым Рахимовой знают все песни в ее исполнении. За многие годы в репертуаре певицы их скопилось огромное количество, часть написана специально для нее супругом и композитором Аширом Мулдагаиновым. Каждое выступление вокалистки публика по-прежнему встречает с восторгом. Жумаганым Рахимова в списке ведущих исполнительниц областной филармонии имени Г. Курмангалиева.

 

Сразу после окончания школы объявила родителям, что будет певицей. К тому времени уже неоднократно становилась победительницей вокальных детских конкурсов. Получив на руки аттестат зрелости, вместе с отцом поехала в Уральск. Но попасть в музыкальное училище не получилось, группа была сформирована. Поступила в Актюбинск, а потом ее заметили и пригласили в консерваторию.

После окончания молодую певицу определили в Государственный академический театр оперы и балета имени Абая в Алматы, где шла постановка новой версии «Қыз Жібек». На роль утвердили именно Жумаганым. Но каково было удивление певиц со стажем, когда выпускница консерватории отказалась и ушла работать в известный на всю республику Казахский народный оркестр имени Курмангазы. С ним она проработает почти 10 лет. В ее репертуар вошли многие известные песни, романсы и арии из опер. Сейчас она работает в областной филармонии им. Гарифуллы Курмангалиева.

Женщина и музыка – прекрасный дуэт. Каждая из героинь имеет огромный талант, которым готова делиться. Их исполнение наполнено душевностью, а вместе с мелодией со сцены льются любовь и нежность.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top