Впервые в Казахстане

20 апреля 2023
0
2923

В 2023 году одному из старейших предприятий города Уральскому судоремонтному заводу (ныне ТОО «Судоремонтный завод») исполняется 95 лет. В последние годы завод освоил массовый выпуск по собственным проектам очень востребованной для нашего региона продукции – плавучих насосных станций. Их построено 40: десяток больших производительностью от 4 000 до 6 000 кубометров в час и 30 малых 50-200 кубометров. Недавно спущено на воду изделие, не имеющее аналогов в Казахстане – плавучая насосная станция, 41-я по счёту, для использования на Урало-Кушумском канале.

Размеры её поражают воображение. Кто-то из побывавших на торжественном спуске в Затоне В. Чапаева гостей назвал их циклопическими. Длина восьмиагрегатной станции 49 метров, ширина 12 метров, осадка около 100 см, а производительность просто фантастическая – 48 000 кубометров воды в час! То есть каждый насос перекачивает за час 6 000 кубов. Таких плавучих насосных станций в Казахстане никогда не производилось.

В своём выступлении директор ТОО «Судоремонтный завод» Владимир Самсонов выразил благодарность всем участникам проекта – «Казводхозу» (заказчик), «Уралводпроекту» и самим заводчанам.

Это коллективы механического и судокорпусного цехов, заместитель директора Николай Свитич, начальник производства Юрий Терешёнков, начальник технического отдела, главный конструктор Тамара Сайгакова. Весомый вклад в строительство уникальной станции внесли мастер судокорпусного цеха Александр Шукуров, бригада Владимира Телятова: судокорпусники и сварщики Андрей Шукуров, Виталий Кисметов, Андрей Алексеев, Антон Шляхта, Алексей Радченко, Виталий Толкачёв, Жаслан Есеев, Руслан Утиев, Андрей Самарин.

На строительство станции претендовала иностранная фирма, однако Владимир Самсонов и его команда сами блестяще выполнили необходимые работы. Проектирование станции началось в 2020 году, в следующем проект согласован. Собственно строительство вообще произведено в короткие сроки.

И вот Тамара Сайгакова выполняет традиционный ритуал речников и моряков – разбивает о борт нового судна бутылку шампанского. Станция плавно скользит по рельсам слипа, появляются выходящие из-под днища пузырьки воздуха. Слышатся возгласы: «Всплыла! Всплыла!». Николай Свитич встаёт за штурвал буксира-толкача «БТМ-3» и причаливает его к станции. Начинается необходимая в таких случаях проверка трюмов на случай возможных протечек. Их нет.

Спустя почти час состав разворачивается к собравшимся на берегу заводчанам и гостям другим бортом. Отлично видны массивные металлические конструкции. Это, как пояснила Тамара Сайгакова, рыбозащитные устройства в виде жалюзивных экранов. На каждом таком устройстве установлен специальный насос, который отпугивает рыбу.

В 2018 году судоремонтный завод сдал заказчикам плавучую насосную станцию производительностью 6 000 куб/час для перекачки воды из Урала в мелеющее озеро Шалкар. Но канал должным образом не подготовили – вода до озера так и не дошла. К тому же некому оказалось охранять станцию, её никто не захотел брать на свой баланс (?!) Не повторится ли нечто подобное с новой суперстанцией?

И это вовсе не «нагнетание страстей»! Это обывателю кажется, что изделие построили, спустили на воду, а дальше всё пойдёт как по маслу. На практике нередко бывает наоборот. Необходимо пресекать случаи, подобные провалу с подачей воды в Шалкар и превращению насосной станции в бесхозную, отработать механизм грамотной и ответственной эксплуатации таких станций.

Специалисты судоремонтного завода специально будут обучать персонал новой станции работе на ней, они всегда выполняют все взятые на себя обязательства. Не могут же заводчане заниматься ещё и эксплуатацией «насосок»!

На церемонии спуска Владимир Самсонов назвал новую станцию родившимся младенцем, которого нужно учить ходить, за которым необходимо присматривать.

Фото автора
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top