Вокруг тарифов, и не только

16 марта 2017
0
1518

Тема состояния дел в жилищно-коммунальной сфере города и области в последнее время приобрела такую остроту, что недавно ей посвятил «круглый стол» даже областной комитет Коммунистической народной партии Казахстана (КНПК). Как было заранее оговорено в пресс-релизе, цели данного мероприятия – привлечь внимание общественности к проблемам развития ЖКХ, обсуждение и выработка рекомендаций по преодолению трудностей в этой специфической области, затрагивающей интересы тысяч и тысяч людей.

Высокие тарифы на коммунальные услуги, считают коммунисты, стали в нашем обществе одной из причин бедности, потому что отбирают у людей значительную часть заработной платы и пенсий, пособий по инвалидности, не говоря уж о малоимущих слоях населения, живущих за чертой бедности. Это сегодня волнует нас всех, независимо от социального положения.

А все потому, не раз отмечалось в этот день, что жилищно-коммунальная реформа в свое время была проведена властями без учета жизненно важных интересов большинства населения. Целые отрасли коммунального сектора были переданы в частные руки. Это привело к тому, что предприятия – монополисты, сменив форму собственности, превратились по сути в некие структуры по извлечению сверхприбылей от своей деятельности.

К сожалению, поймать их за руку и обвинить в нечестной игре трудно. Система тарифообразования сложна и запутанна для обывателя. И монополисты ЖКХ пользуются этим. Они, всякий раз повышая стоимость своих услуг, обещают дополнительно заработанные – заработанные ли? – деньги потратить на модернизацию изношенных инженерных сетей.

Заместитель руководителя Западно-Казахстанского филиала КНПК С.Х. Султангалиев сказал:

– В свое время была осуществлена массовая приватизация жилья, что привело к появлению качественно новой формы жилищных отношений. Вся ответственность за состояние жилых объектов, их ремонт и обслуживание были возложены на новых собственников жилья. В большинстве своем они оказались не готовы к этому. Многие из тех, кто сидит в этом зале, – подчеркнул Султанбек Хажимович, – люди среднего и старшего поколения, и они помнят эти реформы. Значительная часть коммунальной собственности тогда перешла в частную. Новые хозяева, как правило, почти не вкладывали средства в ремонт и восстановление сетей и других коммунальных объектов, больше заботились об извлечении прибыли из того, что у них было в наличии. Все это, в конечном счете, привело большую часть городской инфраструктуры в довольно печальное состояние.

Для решения данных проблем еще в 2011 году была принята «Программа модернизации ЖКХ на 2011-2020 годы». Через несколько лет, а именно в 2015 году, она была включена в программы развития регионов и «Нұрлы жол». Цель преследовалась такая – улучшение состояния дел в коммунальной инфраструктуре, построение оптимальной модели управления ЖКХ, повышение инвестиционной привлекательности предприятий отрасли. Однако задачи эти по-настоящему не были решены. В настоящее время средний износ теплосетей достигает шестидесяти процентов, притом у сорока процентов – полный. В неудовлетворительном состоянии и источники выработки тепловой энергии, в том числе котельных. И такая тревожная ситуация не только у нас, но и во многих других регионах республики.

– При этом, – продолжил Султанбек Хажимович, – тарифы то и дело растут, а качество услуг лучше не становится. Нередко происходят перебои с подачей воды, электроэнергии. Правда, население уже давно привыкло с этими трудностями справляться своими силами. Так, во многих домах имеются фильтры для очистки воды, титаны для ее подогрева, обогреватели. Хотя все это вызывает дополнительные расходы, обременяя семейный бюджет.

В своем выступлении С.Х. Султангалиев отметил также, что все эти вопросы неоднократно поднимала на заседаниях Мажилиса Парламента фракция народных коммунистов. Она направляла запросы в соответствующие министерства и ведомства. К сожалению, все это не всегда находит должный отклик в виде конкретных решений и постановлений на инициативы народных избранников.

С.С. Ярлыгасимов

Предлагается пересмотреть стандарты качества питьевой воды, теплоснабжения. При обсуждении вопросов о повышении стоимости тарифов предлагается также активнее привлекать к этому широкие слои населения, общественность путем использования городского интернет-портала и вообще социальных сетей.

Необходим общественный совет, который осуществлял бы эффективный контроль за качеством услуг ЖКХ.

По мнению коммунистов, назрела также потребность ввести новую профессию – управдом, или – менеджер по управлению жилым домом. Дело в том, что нынешние кооперативы собственников квартир (КСК) зачастую не справляются со своими обязанностями. Одна из причин этого – малоквалифицированные кадры, которые порой занимаются просто не своим делом. Менеджеров необходимо готовить в соответствующих высших или средних специальных учебных заведениях. В качестве одной из мер поощрения таких специалистов можно было бы процентов на пятьдесят освободить их от уплаты ежемесячных взносов за жилье.

Представитель областного управления жилищно-коммунального хозяйства ознакомил собравшихся с пространным докладом, в котором им была дана подробная информация по модернизации и прокладке дорог в области, ремонте тепло- и водопроводных сетей, о количестве газифицированных населенных пунктов, строительстве больниц и так далее.

Много на «круглом столе» прозвучало нареканий по поводу работы, а иногда и неработы, общедомовых счетчиков учета тепловой энергии. Если итожить суть всех жалоб, то можно, пожалуй, сделать такой вывод. Не оправдались вполне надежды, которые люди возлагали на новую систему учета тепла, поступающего в дома. Где-то приборы учета уже длительное время не работают, и потребителям услуг «Жайыктеплоэнерго» плату начисляют по самому максимуму, по тарифу… Но даже там, где приборы вроде бы исправно функционируют, люди возмущаются некоей уравниловкой в оплате. К примеру, владелец однокомнатной квартиры за обогрев жилья платит практически столько же, сколько соседи за двух- или трехкомнатную квартиры. К сожалению, на этом мероприятии, проходившем в здании областного маслихата, не было ни представителей КСК, ни «Жайыктеплоэнерго», и за них в какой-то мере пришлось «отдуваться» А.С. Фроловой, представлявшей департамент по регулированию естественных монополий.

Первый секретарь партийного филиала ЗКО С.С. Ярлыгасимов сообщил после «круглого стола» автору этих строк, что в настоящее время они начали подготовку к другому «круглому столу». Обсуждаться будут вопросы по улучшению эксплуатации и качества дорожной сети региона.

Фото автора и Ярослава Кулика
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top