Вера: знаки препинания
Нетрадиционные религиозные объединения чувствуют себя очень вольготно на казахстанской земле. Противостоять миссионерам правоохранительные органы могут лишь административными штрафами, которые нарушители зачастую даже оплачивать не собираются. Иного правового воздействия нет.
– Если бы наша деятельность была незаконна, государство не позволило бы нам зарегистрироваться, – это первое, что говорят новообращенным прихожанам активные деятели этих специфических неправительственных организаций. – Мы – не секта, мы объединение единомышленников, – гордо заявляют миссионеры всех нетрадиционных религиозных течений.
Рассказывая о чудесах, которые выпадают на долю всех, кто истово верит в Бога под крышей подобных молельных домов, они ни в коем случае не упоминают, что за свою миссионерскую работу получают зарплату. А между тем деятельность многих таких объединений по факту приносит немало бед. К примеру, хронически больные люди перестают принимать лекарства, состояние их резко ухудшается.
– Надо больше молиться и больше жертвовать, – говорят на это миссионеры.
По поводу здоровья в среде поклонников нетрадиционной религии очень популярно утверждение: «Бог поможет, все будет хорошо». А дополнительному созданию ощущения эйфории у прихожан по поводу того, что все будет хорошо само собой, способствуют применяемые во время служб различные технологии, рассчитанные на подсознание. Есть и такие объединения, в которых призывают работать на благо государства, а в случае болезни лечиться. Но у большинства пасторов и миссионеров установка на жизнь прихожан невероятно проста – молись, делись и тебе воздастся. И прихожане делятся, иногда отдавая последнее, даже не допуская мысли о том, что средства, которые они приносят – личный доход пасторов.
Максимум, что могут предпринять правоохранительные органы против руководителей этих объединений – с огромными усилиями собрать доказательную базу неправомерности их действий и закрыть то или иное объединение. Но после они открываются вновь – под другим названием. И те же люди, основатели действующих общин, зачастую агрессивных, продолжают пополнять ряды.
Как-то в конце прошлого года в Уральске попытались привлечь к отвественности христианскую общину, работающую без соответствующей государственной регистрации. В помещении, где проходят богослужения, стены украшены плакатами и надписями «Истинно спаситель мира Христос», «Бог есть любовь», «Хритос воскрес из мертвых, первенец из умерших». На руках у членов общины – Библия, Новый Завет и Псалтырь, песенники «Возрождение». В ходе службы пастор сообщил прихожанам информацию о задержании правоох-ранительными органами их «брата» в городе Балхаше и попросил помолиться за него: чтобы его освободили от штрафов. Еще три женщины с места громко обратились к Иисусу с просьбой защитить их от нападок со стороны властей.
Сотрудники правоохранительных органов дождались окончания бого-служения и задержали тех, кто незаконно ее проводил. Общину на одну треть (!) составляют дети, еще одна треть – пенсионеры. Оставшаяся треть – лица, в прошлом злоупотреблявшие алкоголем, разошедшиеся со своими мужьями и женами из-за фанатичного членства в этой общине, и другие социально неустроенные лица. По неподтвержденным даным, детей вербуют на улице. И зачастую привлекают в общину так, что родители даже не подозревают о том, где бывает ребенок. Подростков настраивают на укрывание информации от родителей, иначе «им будет плохо». Им – это самим детям, родителям, другим близким. Что особенно примечательно, работающие с вовлеченными в нетрадиционные религиозные объединения прихожанами психологи, сотрудники полиции и Комитета национальной безопасности это знают, но привлечь пасторов и миссионеров за запугивания и враждебный настрой к семье не могут: нет законных оснований.
В феврале в Уральске состоялся «круглый стол» с участием представителей религиозных конфессий, государственных органов, журналистов, организованный управлением по делам религии.
Руководитель облуправления Талгат Ныгметов отметил, что в нашей стране в мире и согласии вместе с мусульманами живут последователи православия, католицизма, протестантизма, буддизма и других конфессий. Он подчеркнул, что уважение казахского народа к другим вероисповеданиям, толерантность и взаимопонимание стали консолидирующим фактором, главным условием устойчивого развития государственности и обеспечения общественной стабильности в нашей стране.
– Политика государства в отношении религии должна органично сочетать реализацию конституционных принципов свободы совести и равенства всех вероисповеданий перед законом, с обеспечением интересов национальной безопасности, приоритетным вниманием к сохранению и развитию историко-культурного наследия народа Казахстана, его традиционных духовных ценностей, – сказал Талгат Ныгметов.
Но на такое лояльное отношение государства нетрадиционные религиозные объединения отвечают вербовкой молодежи. По словам заместителя акима города Галима Урынгалиева, главная причина этого кроется в религиозной неграмотности и недостатке разъяснительной работы.
Для ликвидации пробела в Уральске создано пять информационно-пропагандистских групп городского и поселковых уровней. Они будут разъяснять Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», пропагандировать традиционные религиозные ценности. В эти группы входят госслужащие, специалисты-теологи, имамы мечетей всех уровней, ветераны и представители интеллигенции.
– В 2013 году проведен мониторинг деятельности религиозных объединений, – отметил замакима, – а также работа по созданию базы религиозных объединений, действующих на территории города.
Для повышения религиозной грамотности молодежи и предотвращения деятельности деструктивных течений в Уральске реализуется комплексный план по профилактике религиозного экстремизма.
– Согласно утвержденному графику, в общеобразовательных школах, вузах, ссузах Уральска с молодежью проведено более 100 встреч, «круглых столов», флэш-мобов, конференций и семинаров, в которых приняли участие сотрудники органов национальной безопасности, внутренних дел, прокуратуры, акимата города, учителя религиоведения, школьные психологи и представители СМИ, – отметил он.
В рамках государственного социального заказа функционирует веб-сайт antisektazko.kz, на котором размещены статьи, посвященные профилактике религиозного экстремизма и терроризма. Вот только мало кто из родителей молодых людей, вовлеченных в нетрадиционные объединения, об этом знает.
В 2013 году на профилактику религиозного экстремизма и терроризма из бюджета Уральска было выделено 1,2 миллиона тенге, в 2014 году – 1,7 миллиона. Заместитель акима города высказал предложения по совершенствованию мер профилактики. Среди них: трансляция по городским ситивизорам роликов, рассказывающих о деятельности деструктивных религиозных течений, организация конкурса среди жителей города на изготовление эскизов баннеров, эссе, видеороликов и публикаций в СМИ.
Пока на разных уровнях обсуждают, как бороться с миссионерами, они тем временем легко заходят практически в любую семью. В том числе – нанимаясь работать гувернантками и нянями. Няне уговорить родителя опекаемого ребенка посетить службу – дело давно отработанной техники.
Свое мнение по поводу увлечения уральцами нетрадиционными религиозными объединениями высказал один из известных в Уральске священнослужителей – архимандрит Феодосий.
– Может, неустроенность в жизни какая-то была у людей, поэтому пошли таким образом к Богу, или счеты с кем-то хотят свести, – предполагает священнослужитель. – В советское время все население как-то охватывали – взрослых коммунистической партией, молодежь комсомолом, были пионеры, октябрята, все дети заняты.
Вовлечение в нетрадиционные религиозные объединения – это недовоспитание молодежи. И взрослый человек может легко туда попасть. Вышел на улицу, увидел, услышал, красивой рекламой завлекся, говорит архимандрит.
Между тем в нетрадиционных объединениях на «отлично» поставлено обучение религии. Традиционное христианство, к слову, тоже открывает воскресные школы. В Уральске таковые почти при каждом храме – при Никольском и Преображенской церквях, «Золотая церковь» и Собор Михаила Архангела ведут общую школу в районе хлебозавода.
– При каждом учебном заведении должны быть альтернативные, свободно посещаемые занятия по религии, – считает Феодосий. – Собирать молодежь очень сложно, это нужно делать в учебных заведениях: детских садах, школах знакомить с общими направлениями традиционных религий. Так дети будут иметь представление о вере и знать отличия. В настоящее время у нас это не приветствуется, но, я уверен, властям надо подумать над тем, чтобы при каждом учебном заведении проводили занятия, на которых молодые услышали бы о том или ином направлении в религии. И потом они будут выходить в мир подготовленными и смогут противостоять уговорам миссионеров сект, которые, кстати, зачастую враждебно относятся к партиям, символике государства. Православное традиционное христианство поддерживает то, что пропагандирует наш Президент. А вот деятельность многих из нетрадиционных религиозных объединений противоречит существующим законам страны.
Раньше было меньше таких направлений, советская власть не допускала этого. Сейчас пришли к вседозволенности, считает священнослужитель.
– Мы пожинаем плоды непонимания в начале 90-х годов прошлого века. Тогда Владыка Антоний выступил с критикой существующего лояльного отношения к нетрадиционным религиям. Его тогда раскритиковали. А сейчас мы пожинаем горькие плоды. Нельзя людей, общество оставлять без присмотра, должного воспитания. Это понимала и царская власть, и советская. До революции были приходы, которые посещало практически все население. Семейный уклад тоже способствовал единому воспитанию, и то бывали различные сбои, – отмечает настоятель.
В борьбе за умы своих граждан главную роль должно сыграть государство, полагают священнослужители.
– Ленин не случайно отделил церковь от государства и школу от церкви. Это было сделано, чтобы изолировать население от религиозного воспитания. А религия – это духовный, нравственный аспект, она вбирает в себя все стороны жизни. Хотим мы или нет, – отмечает собеседник.
Между тем, пока за «круглыми столами» обсуждают давно назревшую тему, сами уральцы разделяются на тех, кто верит миссионерам, и тех, кто трезво размышляет, столкнувшись с их деятельностью. Родители вовлеченных в нетрадиционные объединения детей, не надеясь на официальные органы, готовы предпринять уже более конкретные жесткие действия против адептов. В некоторых поселках области жители объединяются и выпроваживают «пропагандистов». В городе это сделать сложнее.
– Если власть не призовет к ответственности этих миссионеров, и они не отстанут от моего ребенка, я сам соберу народ, и мы разберемся по-своему, – заявил автору материала один из родственников молодого человека, вовлеченного в деструктивную религиозную общину.
Автор: Аврора Браунинг