Ваше здоровье по паспорту
К 2020 году в Казахстане планируют внедрить электронный паспорт здоровья для каждого гражданина, который позволит получать всю информацию касательно своего здоровья. Общегосударственная система электронного здравоохранения предусматривает создание локальной интеграционной системы в каждой медицинской организации с общей детализованной базой данных, что позволит отслеживать информацию о каждом пациенте в поликлинике или больнице.
Данная концепция разработана с учетом ключевых приоритетов отраженных в Послании Президента РК «Стратегия «Казахстан – 2050»: новый политический курс состоявшегося государства», Государственной программе развития здравоохранения РК «Саламатты Қазақстан», а также Государственной программе «Информационный Казахстан – 2020».
Подробно о том, что такое электронный паспорт здоровья и о механизме его работы, рассказала исполнительный директор ТОО «Жарқын болашақ KZ» Ольга Анатольевна Сердюк.
– Ольга Анатольевна, электронный паспорт здоровья – это…
– Cтруктурированная информация о здоровье пациента, собираемая медицинскими информационными системами и расположенная на защищенных серверах. Доступ к данной информации будут иметь медицинские работники, непосредственно оказывающие медицинскую помощь конкретному пациенту. Кроме того, на основании информации будет формироваться личный кабинет пациента, доступ к которому будут иметь и сами пациенты.
Паспорт здоровья будет содержать помимо паспортных данных – основные показатели жизнедеятельности, диагностические исследования, профилактические мероприятия, историю болезней, антропометрические данные и так далее.
Информация о здоровье пациента будет собираться и храниться на протяжении всей его жизни.
– Созданием электронной системы в нашей области занимается ТОО «Жарқын болашақ KZ»?
– Да. Министерство дало поручение местным исполнительным органам искать поставщиков услуг, которые могли бы разработать информационные системы для формирования электронных паспортов здоровья. Наша фирма является той структурой, которая обеспечивает в области внедрение централизованных сервисов, систем, отвечающих за интеграцию и обмен медицинской информацией. ТОО было создано в 2013 году. Работа ведется активно.
По плану к 2017 году 60% медицинских карт в поликлиниках и больницах ЗКО должны быть в электронном формате. Мы уже сейчас выполнили план на 100%.
– Кто ведет эти самые паспорта?
– Мы создали систему. Электронный паспорт здоровья пациента организует врач, к которому прикреплен пациент. Кроме того, туда будет поступать вся информация независимо от уровня (поликлиника, «Скорая помощь», стационар), времени и территории оказания медицинской помощи. Накапливаемые таким образом данные позволят медицинским работникам получать доступ к актуальной и достоверной информации о здоровье пациента, что облегчит принятие клинических решений.
– Другими словами, каждый врач будет вносить свои рекомендации и назначения?
– Да. Фамилия, группа крови, давление – это только начало в становлении карты. Дальше каждым врачом, к которому человек обратился, вносятся жалобы пациента, назначения, диагнозы. Причем врачам писать ничего не надо. Система предлагает варианты ответов. Доктору достаточно выбрать нужный вариант и кликнуть мышкой. Например: боль – «резкая», «продолжительная» и так далее.
Если среди вариантов подходящего ответа нет, тогда врач сам печатает нужный вариант. Точно так же выделяет варианты назначений и рекомендации. При желании пациент может получить распечатку. Разбирать почерк врача теперь не нужно. В этот же паспорт здоровья лаборанты внесут результаты анализов, сделанных в лаборатории. Если есть отклонения от нормы, они выделяются красным цветом, привлекая внимание врача.
– Обычные амбулаторные карты больных будут отменены?
– Идеальный вариант – если их отменят полностью, но пока привычные амбулаторные карты останутся.
Электронное здравоохранение внедряется для того, чтобы необходимая информация была в нужное время предоставлена нуждающемуся в ней участнику процесса оказания медицинской помощи: будь то пациент, медицинская сестра, врач или менеджер здравоохранения.
– Для создания базы нужно ли разрешение для конкретного человека?
– Вас же не спрашивают, когда выдают ИИН. Ребенок родился, он гражданин Казахстана, ему автоматически присваивается ИИН. Точно так же поликлиники и больницы, не запрашивая какого-то дополнительного согласия, создали свою базу, в которой разнесли всех физических лиц по прикреплениям к медицинским учреждениям.
Внедрение информационно-коммуникационной инфраструктуры в систему здравоохранения позволит вывести на новый уровень качество оказания медицинской помощи. ИКТ будут играть жизненно-важную роль в обеспечении и доставке медико-санитарной помощи. Технологии электронного здравоохранения позволяют проводить мониторинг за пациентами на расстоянии, лучше распространять информацию среди пациентов, улучшать доступ к медико-санитарной помощи, особенно в отдаленных районах, для инвалидов и лиц пожилого возраста.
Государственная программа «Информационный Казахстан – 2020»
– Какие плюсы?
– Одно из преимуществ, которое больше всего заметно пациенту – отсутствие живых очередей.
В регистратуре имеется расписание часов приема врачей. Пациента записывают на определенное время. Сидеть в очереди с утра не нужно, необходимо подойти к определенному времени. Но если вы обратились с острой болью, то вас примут без очереди. Можно записаться на прием по телефону или через портал k-vrachu.kz. Для этого необходимо пройти регистрацию.
К тому же пациент получает возможность защищенного доступа к информации о своем здоровье, а также к персональным рекомендациям и напоминаниям о том, что ему в этом месяце необходимо пройти плановый профосмотр, вакцинацию или посетить участкового врача. Врач больницы получает возможность доступа к актуальной информации о результатах лабораторных исследований, проведенных данному пациенту в поликлинике, и их динамика в течение времени, что способствует формированию целостной клинической картины. Медицинская сестра получает уведомление о том, что доза препарата, которую она собирается передать пациенту, превышает рекомендованную для его массы тела. Кроме того внедрение электронного паспорта здоровья приведет к снижению количества медицинских ошибок, повышению доступности медпомощи, ее качества и эффективности.
В пилотном режиме система была внедрена в Зеленовской районной больнице. На ее примере отрабатывались замечания, вносились дополнения. В итоге она приняла тот вид, который имеет сейчас.
– Многие уже привыкли к ней?
– Не совсем. Приходят в поликлинику в 7 утра, занимают очередь у двери доктора и «держат оборону». Приходится объяснять: не нужно нервничать, ругаться и тем более приходить спозаранку, если ваше время приема в 16 часов.
– Данная информационная система работает только на территории области?
– Общей республиканской системы пока нет. Но со временем данные со всех регионов поступят в одно хранилище.
– Есть ли претензии со стороны врачей в возрасте, которые не умеют пользоваться ПК?
– Я бы сказала, что причина не в возрасте. Например, в областной больнице врач на пенсии, ему за 65 лет, он свободно оформляет паспорт на компьютере. И здесь же есть молодые доктора, которые, скорее всего, не хотят принимать новшества. Но ничего сложного нет. Многие уже не помнят, как внедряли банковские карточки, через которые стали получать зарплату. Сколько было противодействия: спрашивали согласия, обучение проводили. Люди боялись, что деньги украдут, что снять их они не смогут. Сейчас вопросы отпали, все прекрасно освоили работу банкоматов.
– Какие есть проблемы?
– Не хватает компьютеров. Вроде бы облздрав выделил или собирался выделить какие-то деньги на закуп компьютеров и принтеров. Но пока их нехватка ощущается.
– Паспорта здоровья на данный момент созданы на каждого?
– Да, на каждого жителя области, но некоторые пока еще пустые. Если человек за то время, когда стали внедряться паспорта, на приеме у врача не был, то паспорт здоровья хранит только основные данные. В нем еще нет ни жалоб, ни диагнозов, ни назначений. Но, несмотря на то, что некоторые электронные карты пустые, мы можем смело отчитываться, что на 100% создали эти самые электронные карты. Не 60% к 2017 году, как этого требует Государственная программа «Информационный Казахстан – 2020». Ни у одной области нет таких показателей.
– Вы охватили только государственные клиники, как быть с частными, в которые обращаются?
– Пока частные клиники мы не охватываем, но если у них появится интерес, пойдем навстречу.
– Будет ли у пациента доступ в свой паспорт?
– Не полностью. По регламенту Министерства здравоохранения и социального развития – пациент не должен знать о себе все.
– Спасибо за разговор.