Уйгурский колорит
В Доме Ассамблеи народа Казахстана ЗКО прошел яркий, красочный праздник – День культуры уйгурского этноса.
Гостей праздника встречали национальными уйгурскими блюдами, столы ломились от изобилия вкусностей. Тут же были организованы две выставки: книжная и декоративно-прикладного искусства, рассказывающие о жизни, культуре, традициях и обычаях уйгурского народа. Интерес вызывали сувенирные музыкальные инструменты.
«Это щипковые инструменты. Хуштар, что означает Khush – птица и tar – звук, то есть музыкальный инструмент, имитирующий пение птиц, – рассказывает Халмурат Усенов, показывая один из них. – А это равап – самый древний тамбур – с пятью струнами, он самый высокий, почти полтора метра. Дутар имеет только две струны, но очень любим в народе, под него обычно поют дома, в кругу семьи или друзей. Дап – переносной барабан, выполненный из кожи осла, на нем выбивают ритмы кончиками пальцев. Песенная и танцевальная культура уйгуров богата произведениями. Многим современникам известны такие хореографические постановки, как «Танец с пиалами», «…с барабанами», «…с железными кольцами», «Танец Долан», имитирующий древних охотников уйгуров. И – шедевр: «12 мукамов», многочасовая эпическая поэма, состоящая из песенного, танцевального, поэтического творчества, лучших произведений, в том числе классических.
Здесь представлены и предметы быта, – продолжает молодой человек, – например, половник для эткэн чая, то есть соленого чая с молоком, очень древнего напитка. Его готовят из чая и молока в равной пропорции – 1:1 и добавляют соль, можно по желанию положить и сливочное масло. Чайный напиток очень хорошо утолял голод кочевников, в том числе купцов, движущихся с товаром по Шелковому пути».
Из выложенных предметов на выставке я взяла в руки непонятную «штуковину»: снизу у нее тяжелый металлический круг, а сверху мех, на другом – лошадиные волосы. Что это? «Лянга», – пояснили мне. В лянгу в прошлые века играли подростки Средней Азии, набивая согнутой в колене ногой наибольшее количество ударов, причем разных: простушек, пар, фанз, джанз и так далее. По сведениям, лянга пришла из Китая – Урумчей и Кашгара.
Кухня уйгуров никого не оставит равнодушным. Коронные блюда – лагман и манты: паровые, жареные, болакманта – на дрожжевом тесте, санза – хворост, самса, самбуз – выпечка с начинкой из мяса, риса, моркови, лука… Мы попробовали, очень вкусно. «Уйгурская кухня – моя любимая. У нас в Уральске готовят просто лагман, а вообще-то он имеет много разновидностей: уйгур-лагман, сугур-лагман и так далее, – говорит Рафхат Халелов, фотокорреспондент. – Особенно мне нравится, как готовят его в Самаре, рядом с кировским рынком. Первый раз по незнанию я заказал себе две порции, был голоден, но когда мне принесли две огромные тарелки, я не смог сдержать приятного удивления, – улыбается он. – Такое встречается редко, чтобы блюдо было вкусным, по карману и большой порцией. Приехал домой, расписал жене во всех красках, она загорелась – хочу попробовать! Младший сын тоже изъявил желание. Получив зарплату, объявил: кто хочет в Самару на лагман? Недолго думая, мы быстро собрались, там у нас старший сын учится, и поехали отдыхать».
Представители уйгурского народа были в красивых национальных одеждах, не только взрослые, но и дети, и даже седовласые аксакалы почтили своим присутствием праздник. Звучали оригинальные, не совсем привычные для слуха мелодии. Торжественное открытие началось с динамичного танца, в котором приняли участие все костюмированные участники от мала до велика.
Поздравляя всех с праздником, заведующий секретариатом Ассамблеи народа Казахстана ЗКО Гайса Капаков подчеркнул: «Дни этносов в Уральске проводятся второй год, и эти праздники с каждым разом набирают обороты. Всегда удивляюсь одному, как из одних и тех же ингредиентов получаются такие разнообразные блюда? – улыбается Гайса Хамедулович. – Берется вода, соль, мука, мясо, а в итоге – все разное, каждый этнос готовит по-своему, внося свой колорит, и перепутать их нельзя. Также и с национальными костюмами: ткани практически одни и те же, а одежда – разная. Познавая друг друга, мы познаем культуру, традиции своих соседей, обогащаемся духовно, особенно важно это для молодежи. Сегодня мы нацелены на модернизацию общественного сознания, открытость, развитие нашего государства».
К нему присоединился Данильбек Саратов, председатель чечено-ингушского ЭКО: «Я не устаю говорить о том, что мы живем на благословенной земле Казахстана. Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев сказал на очередной сессии АНК, что нам не надо завозить или перенимать откуда-то культуру, традиции, искусство, у нас есть свои. И это демонстрируют все наши этносы: недавно прошел татарский День культуры, скоро состоится азербайджанский.
В трудные, тяжелые годы многие этносы оказались на этой земле, но простой народ проявил милосердие, протянув руку дружбы и помощи, и наши предки смогли выжить. Общественное согласие не должно пробуждаться, оно должно быть всегда пробужденным, и мы обязаны преумножать те великие достижения, которые имеем на сегодняшний день, и поддерживать друг друга».
«Мы все – разные, но цель одна: мир и стабильность в нашей стране, и каждый из нас должен вносить лепту в это. Благодаря политике Президента РК все этносы начали отмечать свои праздники, но мы никогда не делимся, наши праздники едины, как и все мы», – добавил Аветик Амирханян, председатель армянского этнокультурного объединения.
Асиям Усенова, председатель уйгурского этнокультурного общества, была особенно занята, отдавая распоряжения по ведению мероприятия, но тем не менее выделила несколько минут для интервью, рассказав, какие праздники обычно отмечают уйгуры на исторической родине: Северо-Западе Китая и Синьцзян-Уйгурском автономном районе, или в окрестностях Алматы, где живет их большее количество: Фестиваль Винограда, Курбан, Рамадан. В областном центре Западного Казахстана проживает немного уйгуров – девять семей, вместе с детьми это 42 человека. Есть уйгуры и в районах, кто-то прибыл в ЗКО по службе, кто-то по распределению после окончания вузов, да так и остался.
«Первый раз мы провели День уйгурской культуры в прошлом году, и это было незабываемо, – добавляет Мусажан Муталипов, вспоминая праздник, состоявшийся в 2016 году в русском драматическом театре имени Островского при аншлаге. – Нас поддержали представители республиканского этнокультурного центра из Алматы, а также наш акимат – финансово. Из южной столицы приехали профессиональные актеры, показав свои лучшие номера. Это был калейдоскоп музыки, танцев, балета, песен. Гости также организовали небольшой музей, выставив в фойе театра редкие экспонаты, рассказывающие о древней уйгурской культуре.
Сегодняшний праздник организован своими силами, нам помогли другие этносы, – продолжает он. – Надо сказать, что в основном мероприятиями уже занимается наше подрастающее поколение, мы только даем советы, как лучше сделать. Каждый выполняет то, что умеет, например, мой сын Ильяр, председатель молодежного крыла, направил свои усилия на оформление, организационные вопросы. Его супруга Балжан, учитель, также больше занимается текстами, сценариями, демонстрирует женские уйгурские костюмы, они ей очень идут. Сноха делает все это с удовольствием, хотя казашка. Наша любимая дочка!».
Праздник оставил самые теплые впечатления. Как не вспомнить слова Президента РК на сессии АНК: «В жизненных невзгодах сложилась удивительная общность народа Казахстана, и наша задача – сохранить единство народа и передать грядущим поколениям. Будет единство, будет стабильность и процветание в стране».