Казаки гуляют!
В Уральске отметили День казачьей культуры. Весёлый и звонкоголосый Разгуляй прошел в городском парке культуры и отдыха.
В 12 часов дня нарядные казачки, шурша атласными юбками, уже ждали начала концертной программы. Казаки тоже в боевой готовности, как положено, при параде. В папахах и с шашками торжественно прогуливались по парковым аллеям. На груди медали. Боевых нет, в основном юбилейные, и то больше для антуража.
В области несколько казачьих общин, но в этот день они собрались вместе.
Поздравить организаторов и гостей праздника вышла делегация Ассамблеи народа Казахстана.
Феликс Аркадьевич Баюканский вспомнил день, когда казаки впервые собрались на казачий круг. Это было 24 февраля 1990 года. В зале ДК «Зенит» почти 1000 человек. Мест всем не хватило, стояли на улице. Перед собравшимися выступили писатель, краевед Николай Чесноков, писатель, журналист Борис Пышкин и другие авторитетные люди города. Каждый доклад заканчивался громкими аплодисментами и возгласами «Любо!»
Первый казачий круг продолжался 6 часов. Тогда же был утвержден устав и избран атаман – Юрий Баев. За ним появился еще один лидер – Александр Качалин, и Юрий Баев сдал свои полномочия, затем – Сергей Иртикеев. Год за годом атаманы – председатели общества менялись, привнося в деятельность казачества что-то свое: Вячеслав Солодилов, Анатолий Авилов, Александр Думчев.
Прошло 33 года, но казачий центр по-прежнему ведет активную деятельность.
Историю своих предков казаки знают хорошо и с удовольствием рассказывают. Эмоциональнее получается у женщин.
– Быт казачьих семей отличался от других. Строгость и дисциплина во всем. Чистота и порядок – главное правило. Женщины могли стрелки на постели вывести – обрезаться можно. Двор от снега мало расчистить, нужно еще метлой все смести, чтоб идеально было. Хозяйки друг другу ни в чем не уступали. Одна к другой придет, начнет с подворного обхода, заглянет во все углы. Хозяйственность – то, что особенно ценилось. Еще – строго воспитывали детей. Без работы никто не сидел. В степи или дома занятие обязательно находилось каждому. Дети своих родителей не просто уважали, побаивались. Во как, – говорят казачки.
День казачьей культуры и в этот раз отмечали с размахом. В программе выступления известных музыкальных коллективов: «Казачья песня», руководитель Татьяна Самсонова, «Казаченьки» – руководитель Ольга Лонькина, «Николушка» – Галина Калашникова, «Малиновые зори» – руководитель Инесса Тоболева, «Яик» и «Яикские казачата» Галины Вологиной. Программа, рассчитанная на полтора часа, пролетела на одном дыхании. Каждый номер – яркий, колоритный. Публика на аплодисменты не скупилась.
Казаки ведут активную культурную деятельность круглый год. По сложившейся традиции, Рождество, Масленицу и Пасху отмечают большими концертами. Любителей народной песни собирает в ДК «Зенит» Наталья Комарова с ансамблем «Уральцы». Всякий раз – полные залы. Традиционным стал Международный фестиваль казачьей песни, в котором участие принимают и народные коллективы из Российской Федерации. Автор концертов – Наталья Комарова.
Начало фестиваль берет в 2006 году. Сначала приглашали народные коллективы из посёлков, привлекали уральских артистов. Со временем эти мероприятия переросли региональный уровень и вышли на международный. Сам ансамбль «Уральцы» каждый год выезжает на фестивали, которые проводятся в Ульяновске, в станице Соболевской и в других центрах казачьей культуры РФ.
Каждая песня, исполненная в этот день в парке, трогала душу. Нарядные костюмы приковывали взор.
Широкие рукава, собранные на манжете, вышивка золотом, оригинальная отделка краёв одежды, добротный подклад – вот основные приметы костюма уральской казачки. Праздничную одежду шили из парчи и атласа, и подходила она на все размеры: широкое платье подпоясывали вышитым кушаком. Это практично, так как дорогая одежда передавалась из поколения в поколение.
На вопрос, какой была настоящая казачка, участницы мероприятия отвечали определенно – это верная, преданная жена, заботливая мать, экономная хозяйка, женщина свободная, воспитанная в среде, не знавшей ни рабства, ни крепостных господ, закрытых теремов и гаремов.
Казачки как никто другой умели ждать своих мужей из военных походов, которые длились годами, а порой и безвозвратных.
История жизни казачек знает факты, когда они наравне с казаками с оружием в руках вставали на защиту своих детей, куреня и станицы. Несмотря на все это, не теряли основных черт, свойственных прекрасному полу: женственности, сердечности, любви к нарядам.
В музее «Старый Уральскъ» хранится коллекция старинных казачьих платьев. Собирали ее по крупицам. Одни наряды по личной инициативе передавали в дар горожане, другие приходилось покупать за большие деньги. Относятся к экспонатам более чем осторожно, ведь каждому из них более ста лет.
Неважно, обычная ли эта сорочка девушки из бедной семьи или дорогое, атласное платье невесты, за которое родители отдали не один килограмм икры и осетрины. Сегодня их историческая ценность примерно одинакова.
Известно, что уральские казаки начали расселяться по реке Яик с 1580 года. Они основали Яицкий городок. Жили в землянках, женами не обзаводились. Одевались кто во что горазд. Носили персидские, русские кафтаны, бешметы татарского покроя, широкие штаны и кожаные сапоги. В зимнее время – зипуны и шубы. Верхнюю одежду подпоясывали яркими широкими поясами из дорогих тканей с золотыми кистями на концах. Сапоги сафьяновые черного цвета, отороченные алым бархатом или кожей. И только при Александре 1 введена единая форма для уральских и оренбургских казаков, которую, надо сказать, они не особо жаловали за ее парадность.
… Праздник продолжался, звонкие напевы расплывались над парком. К слову, в числе выступавших не только казачьи коллективы, но и представители других диаспор – чеченской, украинской, корейской. Так что снова праздник получился дружелюбным и межнациональным.