Творить в «Журавлике»
Ольга Николаевна Данилова психолог, арт-терапевт. У нее свой центр детского развития, где она использует арт-методику. Впрочем, на занятия лепки и рисования приходят и взрослые. Доказано: искусство может не только вдохновлять и просвещать, но и исцелять.
Она окончила художественную школу, затем художественно-графический факультет ЗКГУ. И несколько лет подряд проходила обучение арт-терапии. Сейчас ее центр детского развития «Журавлик» посещают около 40 детей. И с каждым проводятся индивидуальные занятия.
– Однако не все родители сразу принимают советы специалиста, – говорит Ольга Николаевна. – Некоторым мамам и папам сложно принять то, что они что-то делают не так.
Ольга Николаевна показывает рисунок одного из своих воспитанников. Сюжет самый детский. Пушистая кошка и мышка старательно ухаживают за цветком в горшке. Один его поливает, другой окучивает. Цветочек улыбается. Для человека со стороны картинка полна позитива и счастья, для арт-терапевта – налицо гиперопека.
Сама Ольга Николаевна хорошо помнит свое детство, в котором было много красок, цветных карандашей и фломастеров. Рисовала она с самого раннего детства. Потом окончила художественную школу, поступила на худграф ЗКГУ. Преподавала в гимназии Архангельской области, куда с семьей переехала на время. Потом вернулась в Уральск и работала кассиром в компании мужа. Но это быстро надоело.
– Хотелось творчества. И в какой-то момент решила открыть свой развивающий центр, где одним из направлений было бы рисование, – рассказывает Ольга Николаевна. – В этом году центру исполнится 8 лет. Многие воспитанники выросли и стали дизайнерами, архитекторами, художниками. Ребенку уже в восемь месяцев нужно дать возможность рисовать, и тогда он обязательно вырастет талантливым и способным.
Когда Ольга Николаевна открывала свой центр, конкурентов практически не было, но много детей желали рисовать. Педагоги выделяли талантливых и работали как художественная школа. Параллельно открыли и театральный кружок. Занятия ведет актриса театра им. Островского Анастасия Витальевна Котельникова. Ребята вместе с режиссером ставят спектакли, делают декорации, шьют костюмы. И с постановкой приходят в школы. Юных артистов встречают тепло. Но во время карантина организовывать премьеры не разрешают.
Ольга Николаевна рассказывает о сути арт-терапии.
– В самом начале своей жизни ребенок очень уязвим как физически, так и эмоционально. Если вовремя не найти правильный подход к потребностям и эмоциям, то велика вероятность, что эта уязвимость приведет к проблемам психологического, личностного и социального характера. Чтобы помочь ребенку развиваться психически, родителям нужно правильно и своевременно работать с его эмоциональным состоянием, поддерживать его и укреплять. Однако многие мамы и папы зачастую не знают, как это сделать. Им трудно понять ребенка, а он пока не в состоянии объяснить, что конкретно с ним происходит, что ему надо и что он чувствует. И именно в таких случаях незаменимы арт-терапевтические занятия. Это вид психотерапии, основанный на искусстве и творчестве, проще говоря, это лечение искусством. При творческой работе у ребят происходит высвобождение подавленной энергии, что позволяет направить ее на развитие и обучение. Еще в арт-терапии отношения строятся на основе дружбы, все участники – единомышленники. Главное – процесс, а не результат. Ребенок в процессе арт-терапии является автором и сам решает, с каким цветом ему работать. Никто не оценивает его, ведь арт-терапия это самовыражение посредством творчества. И конечно, что бы ребенок ни нарисовал, его обязательно надо похвалить и показать, что рисунок замечательный.
В центре «Журавлик» работают и с заиканием, и с различными страхами. Посещают его ребята с особенностями развития. И именно творчество им помогает и успокаивает.
– Летом у нас лагерь. Ходим по музеям, в походы. Но не просто смотрим и наблюдаем, мы рисуем, там же, на месте. Если в музее, то заранее договариваемся с руководством, – говорит Ольга Николаевна.
В «Журавлике» работают только профессионалы со стажем. Каждый специалист в своем деле. И каждый понимает: надо не просто чему-то научить, а сохранить индивидуальность ребенка.