Трудностям вопреки

20 июля 2023
0
1877

Эксперты форума «Магистраль», посвящённого проблемам и перспективам внутреннего водного транспорта Казахстана, отметили: несмотря на общий спад в речной отрасли, реки являются стратегическими артериями как для пассажирского, так и для грузового сообщения. Планируется внедрить меры господдержки в части субсидирования затрат судовладельцев на обновление транспортного флота. «Очень важен вопрос кадрового потенциала отрасли с учётом убытия профессионалов старшего поколения и малой взаимозаменяемостью их молодёжью, – подчеркнул руководитель Управления внутреннего водного транспорта Республики Казахстан Касым Тлепов. – Необходимо дать молодёжи понять, что специальность в отрасли внутреннего водного транспорта имеет перспективу потенциального развития. Тогда мы успеем подготовить соответствующие кадры в рамках тех планов, который озвучены экспертами».

Эти и другие жизненно важные вопросы пришлось решать уральскому ТОО «Эсторал», которое сегодня является самым технически оснащённым и работоспособным транспортным предприятием на Урале после развала мощного Уральского речного пароходства. Причём «Эсторал» закрепился не только в речной отрасли, но и на строительном рынке.

ТОО «Эсторал» образовалось в 1996 году, а с 2004 года компания осуществляет свою деятельность в сфере внутреннего водного транспорта. Предприятие до 2016 года возглавлял Виктор Фёдорович Евсигнеев, сегодня директором «Эсторала» является его бывший заместитель Талгат Уразович Имашев.

– В 2004 году наше предприятие выиграло тендер, объявленный Республиканским государственным казенным Уральским предприятием водных путей, на постройку 300-сильного теплохода 911-го проекта и несамоходной баржи-площадки грузоподъемностью 1000 тонн, – вспоминает Имашев. – В г. Пермь на судоремонтном заводе «Кама» построены теплоход «Батыр» и баржа-площадка «СПБ-901», которые перегоняли по рекам Каме, Волге, Каспийскому морю. И поволноваться пришлось: долго стояли в Астрахани, где ждали морской буксир для перехода по бурному Каспию. По морю до устья Урала дошли за сутки, потом Атырау и родной Уральск, где мы передали суда на баланс заказчика.

В эти же годы компания купила буксир-толкач проекта 911В «Воронеж», плавкран и баржу, а в 2014 году у распадающегося ТОО «Флот» приобрели еще технику.

ТОО «Эсторал» участвовало в казахстанском экологическом проекте по расчистке и углублению рыбоходных каналов в дельте Урала ниже Атырау, реке Кигач – рукаве нижнего течения Волги на границе Атырауской и Астраханской областей. В 2006-2014 г.г. предприятие теплоходом «Воронеж» и плавкраном «Акжол» занималось дноуглубительными и дноочистительными работами в прибрежной части Каспийского моря и в русле реки Урал – это рыбоходные каналы «Приморский», «5 Левый ерик» и канал на реке Кигач.

Дело это очень нужное. Ведь рыбе, осетровым, а уж белуге особенно, для хода на нерест нужна глубина. А в те годы Урало-Каспийский канал и протоки дельты практически не углублялись, заилились, поэтому без техники речников никак было не обойтись.

Также ТОО «Эсторал» оказывало услуги по спуску военных корабле по реке Урал от Уральска до входного буя Урало-Каспийского канала Атырауской области по заказу завода «Зенит», осуществляло пассажирские перевозки внутренним водным транспортом по реке Урал, добывало и перевозило песчано-гравийную смесь в тогдашнем Приуральном районе.

Есть не только сухопутный вариант ПГС, но и речной. Речная песчано-гравийная смесь – чистая, промытая – выше по качеству, чем ПГС из сухопутных карьеров.

Это ещё в конце 1980-х установили работавшие на Карачаганаке специалисты из ГДР и ЧССР. Они отметили, что только ПГС, поставляемая Уральским речным пароходством, удовлетворяет нормам производства бетонных работ на объектах промышленного строительства, жилья и соцкультбыта. Песчано-гравийная смесь других карьеров области имеет большую минерализацию, из неё нельзя получить необходимые прочностные характеристики бетона.

Неслучайно песчано-гравийная смесь, добытая из Урала, использовалась при строительстве Останкинской телебашни в Москве. Высота башни 540 метров. Нашу ПГС, как отмечает Талгат Имашев, на такую суперстройку доставляли вагонами. От старожилов и специалистов он слышал, что этим дело не ограничивалось: уральную смесь перевозили и водным путём на баржах.

Кстати, раньше перегрузка песчано-гравийной смеси производилась на втором грузовом причале около ТЭЦ на железнодорожные платформы. Это значительно облегчало её доставку заказчикам, особенно в отдалённых регионах.

Ныне «Эсторал» продолжает традиции пароходства – поставляет на рынок высококачественное сырьё. В 2018 году по согласованию с природоохранными органами и на основании подписанного контракта на добычу (от имени государства выступило Государственное Учреждение «Управление природных ресурсов и регулирования природопользования Западно-Казахстанской области), ТОО «Эсторал» выделили карьер на реке Урал в районе бывшего завода «Металлист» (ныне ЗКМК), второго причала и около посёлка Коминтерн.

Заказчиками предприятия являются «Альтаир», «Адал арна», «СВ плюс», «Жайык сити», «Уральскводстрой» и другие известные фирмы. Могли оказаться в их числе и многочисленные заказчики в Атырау. Но дело в том, что сегодня перевозить ПГС по обмелевшему Уралу нет возможности и нечем.

Сегодня «Эсторал» располагает следующей техникой. Буксиры-толкачи «Кинжегалий Джунусов», «Владимир Чижов», плавкраны «Улан», «Орлан» и «Акжол» заняты на добыче и перевозке ПГС. Теплоход «Арина» (бывшая «Бирюса») у «Эсторала» арендует ТОО «Урал Флот Сервис» для перевозки пассажиров на линии Уральск – Учужный затон.

Президент Касым-Жомарт Токаев постоянно отмечает важность индустриально-инновационного развития в жизни современного Казахстана. Оно невозможно без строительства, использования высококачественной и своевременно поставляемой ПГС. Так что спрос на неё будет всегда. Выдержит ли такую нагрузку флот?

– Техника вырабатывает свой ресурс, мы делаем всё возможное, чтобы флот по-прежнему работал, – говорит Имашев. – Но так не может продолжаться до бесконечности. Чудес не бывает. Теплоход или плавкран стоят сегодня очень дорого. Необходима государственная поддержка, гос-программа по сохранению речного флота республики. Ведь и на Иртыше его тоже остались крохи и он, как и у нас, в основном старый.

В начале нулевых речники поставками ПГС обеспечили своевременную реконструкцию дороги Уральск-Атырау, что отмечали подрядчики из итальянской фирмы «Тадини». Дорога будет расширяться – речники снова могли бы помочь. При условии, если добычу ПГС разрешат в других местах, например, около Чапаева. Из Уральска перевозить будет далековато.

В августе 1988 года пароходство углубило плавкраном низовья Рубёжки по согласованию с органами рыбоохраны. По мнению Талгата Имашева, ТОО «Эсторал» могло бы выполнить такие работы в низовьях Быковки или Ембулатовки. Опыт по углублению рыбоходных каналов, ериков в дельте Урала у «Эсторала» уже есть.

Чтобы успешно выполнять транспортно-строительные и экологические проекты, необходимо решать вопрос с кадрами. На Урале скоро некому будет работать. Молодёжь не идёт на речной транспорт. В менеджеры, юристы, рестораторы, официанты – пожалуйста. Многие работают на различных объектах вахтовым способом и заработки там очень хорошие.

В «Эсторале» убеждены: на речном транспорте нужно создавать нормальные, привлекательные для молодёжи условия для работы, как это было в советское время.

Сейчас в ТОО «Эсторал» трудятся опытные кадры, прошедшие закалку в период расцвета судоходства на Урале. Это экипаж теплохода «Кинжегалий Джунусов»: капитан Виктор Крыгин, его сын, помощник капитана Николай, супруга капитана – матрос Ольга Крыгина; капитан «Владимира Чижова» Борис Кудрявцев, его помощник Вячеслав Волчкевич, крановщики Артём Бисекбаев, Игорь Петухов, групповой механик Илимдар Бадалов, главный механик Юрий Богданов, бухгалтер Наталья Ревкова. Коммерческий директор «Эсторала» – Андрей Викторович Евченко.

Благодаря профессионализму и ответственности всего коллектива ТОО «Эсторал» вопреки трудностям не только выжило, но продолжает успешно работать на благо региона и всей республики.

Речной транспорт оказался в сложном положении. Надо сохранить то, что осталось и двигаться дальше, на что нацеливают участники форума «Магистраль». Ведь речные перевозки по-прежнему востребованы, как и добыча и перевозка речной ПГС. В качестве первого шага можно восстановить инфраструктуру второго грузового причала, которая пришла в негодность в кризисные 1990-е годы. Нужно, конечно, сохранить и сам Урал. Без него – какая жизнь?!

Фото автора
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top