Так жить нельзя

7 июля 2016
0
1801

На «Радио России» есть уникальная передача «Виражи времени», которую более 20 лет ведет известный поэт Андрей Дементьев. В его беседах с деятелями культуры, политиками, спортсменами и представителями других сфер жизни общества поднимаются проблемы духовности, уважительного отношения к прошлому, преемственности поколений и ответственности перед будущим. Гостем одной из передач «Виражей» был кинорежиссер, автор нашумевшего во времена перестройки фильма «Так жить нельзя» Станислав Говорухин. Он заявил, что с ее началом и с развалом в 1991 году Советского Союза наступил жесточайший духовный кризис на всем постсоветском пространстве.

С. Говорухин

История по барабану

Новое поколение растет духовно ущербным, оно не читает книг, воспитано на примере таких «героев», как Шрек, Годзилла и прочей белиберде. Хотя молодые прекрасно владеют компьютерами  и прочей современной аппаратурой… И вот это безграмотное, бездуховное поколение идет в большую жизнь, во власть, сетует Говорухин.

«Все, понеслось! – скажет скептик. – Опять эти нравоучения, пессимизм, обвинения нашей талантливой, пытливой и вперед смотрящей молодежи во всех страшных грехах. Да сколько же можно! Посмотрите на себя, господин Говорухин: наверное, завидки берут, что вы безнадежно отстали от молодых с вашей консервативной, просоветской философией – вот и злитесь на новое поколение…».

Но так ли уж неправ кинорежиссер? Наши школьники и студенты дошли до того, что не могут ответить, кто такой Юрий Гагарин. Они понятия не имеют, какой вклад в литературу внесли Иван Ефремов, Александр Казанцев, Станислав Лем, Артур Кларк, Айзек Азимов, Аркадий и Борис Стругацкие, Александр Беляев, Владимир Обручев… Они понятия не имеют о научной фантастике, благодаря которой в 30-50-е годы десятки, сотни тысяч советских юношей и девушек пошли в науку, стали учеными, инженерами, геологами, летчиками, космонавтами… Сегодня в моде фэнтези, «ночные» и «дневные» дозоры.

В 90-х годах бывший СССР наводнили молодые юристы. Почти не было желающих работать в крестьянских хозяйствах, прокладывать железные дороги, искать полезные ископаемые. Экраны телевизоров и чудом уцелевших кинотеатров заполонили убийцы, монстры, вампиры, гробокопатели, ковбои-насильники. И вот мы имеем то, что имеем.

В 2009 году в одном из городов Казахстана школьники 5-11 классов писали сочинения о Великой Отечественной войне. Результаты повергли в шок видавших все учителей: больше половины детей понятия не имели, что с фашистской Германией воевал Советский Союз. Кто-то совсем не знал о существовании в недавнем прошлом такой страны. Но всех превзошел один старшеклассник, написавший, будто с Германией воевал…только Казахстан(!). И победил. Без других союзных республик, без помощи США и Великобритании, без И. Сталина, Г. Жукова, К. Рокоссовского, югославского маршала И. Тито и многих-многих других политиков, полководцев, дипломатов, солдат, простых граждан разных стран, внесших свой вклад в Великую Победу над смертельным врагом всего человечества.

А ведь тема Великой Отечественной войны особая. Она имеет огромное воспитательное значение, и прежде всего потому, что интернациональна по своей сути. Но послушайте «кухонные разговоры», где, как правило, наши люди режут правду-матку в глаза. Мол, умрет последний ветеран-фронтовик и о Великой Отечественной войне вскоре забудут. Что ж, такое возможно, тем более, что историческая наука к тому времени тоже изменится. Уйдет из жизни поколение историков, воспитанное на традициях старой советской исторической школы.

А как же крылатая фраза, превратившаяся в лозунг: «Никто не забыт, ничто не забыто»? Беда в том, что уже сегодня в представлении молодежи Великая Отечественная война – это компьютерные игры. Например, на тему уличных боев в Сталинграде, высадки американских и британских войск в Нормандии, воздушной бомбардировки Пёрл-Харбора… Причем, для молодых не имеет значения, когда и где была эта война. Зато они подробно, со знанием дела расскажут, за сколько секунд разделаются с помощью «лазерного» оружия с кучей монстров. История молодежи по барабану.

Китайский стержень

Н. ОстровскийА вот другой пример. В самой динамично развивающейся стране мира – Китае, над которым не так давно модно было иронизировать, молодежь воспитывается совсем в ином духе. В китайских школах изучают роман Николая Островского «Как закалялась сталь» – о послереволюционном лихолетье, несгибаемых комсомольцах, патриотизме. Этот роман в постсоветской школе, да и литературе тоже, после начала горбачевской перестройки был выброшен на свалку истории.

Вдруг оказалось, что художественных достоинств в романе «Как закалялась сталь» нет вообще, это заказная поделка в духе советского агитпропа и соцреализма… А вот в Китае думают иначе. Там пропагандируется советская литература, кино, театральное искусство, особенно на героико-патриотическую тематику. Кинохитом в КНР на протяжении многих лет является классическая версия фильма «А зори здесь тихие».

Вопреки мрачным прогнозам западных спецов по государственным переворотам и «оранжевым революциям», Китай не только не поддался этой заразе, но и на глазах изумленного мира превращается во вторую после США сверхдержаву.

500 китайских ТНК (транснациональных корпораций) теснят своих конкурентов, в основном американских, по всему миру. Конечно, западная культура, в том числе самых худших образцов, проникает в Китай через СМИ, Интернет и по другим каналам. Но китайское государство незыблемо и уверенно смотрит в будущее. Почему?

Дело не только в героико-патриотическом воспитании и, возможно, менталитете китайцев. Речь нужно вести о категориях еще более значимых.

В китайской исторической традиции существует непрерывность, преемственность: у новых руководителей не принято, как говорят в бывшем СССР, охаивать своих предшественников. Считается, что каждый руководитель, несмотря, возможно, на какие-то негативные моменты в годы его нахождения у руля государства, вносит что-то полезное и значимое в жизнь общества.

О председателе ЦК Компартии Китая (КПК) Мао Цзэдуне такое сказать трудно. Будучи в 1954-1959 годах председателем КНР, он проводил политику «большого скачка» (1958-1959 гг.), а затем в 1965-1975 годах так называемую «культурную революцию», нанесших ущерб развитию Китая. Однако к Мао Цзэдуну в стране относятся вполне терпимо и даже уважительно: в 90-х годах на улицах вновь появились его портреты.

Натяжка? Необъективная оценка деяний Мао? Может быть. Но главное здесь, повторяю, не это, а поддержка непрерывности китайской исторической традиции. Это – великая сила, «цементирующая», сплачивающая всю нацию! Это в Китае поняли. А что поняли мы, бывшие советские, из своего исторического опыта?

Казахстанская, российская, узбекская, армянская историческая традиция – есть ли она?

Когда новый руководитель страны в пух и прах критикует своего предшественника, а то и просто поливает его грязью – это нормально? И таких вопросов можно задать великое множество. Но факт налицо: у нас сплошные революции, перестройки, смены  исторических концепций.

Сатирик Михаил Задорнов в связи с этим предложил поставить один универсальный большой памятник руководителю страны с вращающимся торсом, отвинчивающейся головой и «живыми» руками. Пришел к власти новый деятель – к памятнику привинчивается новая голова, он показывает куда идти, но в другую сторону. Принципиально! Какие уж тут полезные обществу исторические традиции!

Кадр из фильма «А зори здесь тихие»

Книга – не источник знаний

Смена общественно-экономической формации, широкое внедрение Интернета и современных носителей информации и ряд других причин привели к резкому падению роли книги в жизни общества. Источником знаний для молодежи становится Интернет и прочие подобные новшества.

В связи с этим вспоминается очень показательный случай, имевший место в уральском универмаге. Мальчик лет 10-ти увидел на прилавке красочную книгу на тему одной сказки. Он попросил родителей купить книгу, но папа тотчас одернул согласившуюся было на это маму:

– Зачем?!

Обращаясь уже к сыну, добавил:

– На эту тему есть прекрасный фильм, книгу-то зачем покупать?!

И книгу ребенку не купили, хотя он очень этого хотел. Мелочь? Вовсе нет. Качество и достоверность информации в книгах, особенно изданных в советскую эпоху, гораздо выше, чем в Интернете, в котором любой гражданин может разместить все, что ему хочется, вплоть до сдобренных матом призывов сменить тренера любимой футбольной команды.

Именно благодаря книге можно познакомиться с классической литературой, именно книга развивает ассоциативно-образное, литературно-историческое мышление. Что, однако, сейчас читают? Любовные романы, истории про монстров и прочую чушь. А где научно-популярная литература и та же научная фантастика?

Помнится, в советское время главным призом в популярнейшей телепередаче «Что? Где? Когда?» была книга. Сегодня – деньги, за обладание которыми участники передачи, именующие себя «знатоками», готовы «сожрать» друг друга.

Если в экономике и социальной сфере у Казахстана и России можно говорить о каких-то достижениях, то из духовного, интеллектуально-научного кризиса мы точно не вышли.

Поэтому опасения Станислава Говорухина насчет будущего России (а значит, и других стран СНГ) обоснованны. Ведь завтра какой-нибудь старшеклассник напишет, что президентом США в годы Второй мировой войны был Штирлиц, а в космос первым полетел Арнольд Шварценеггер.

Чтобы руководить обществом в ХХI веке, мало разбираться в компьютерах. Нужно знать экономику, политику, социологию, человеческую душу наконец! Так, как мы живем сегодня, как воспитываем молодежь, жить действительно нельзя!

Автор: Александр Суетин

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top