Тайна Есенамантау
На границе между Чингирлауским и Каратобинским районами есть оазис. В этой местности и древнее, ныне пересохшее озеро, уникальная возвышенность и священный родник. Легенды горы Есенамантау изучил краевед, директор частного «Фонда содействия научным исследованиям» Айбулат Курумбаев.
Внутренний туризм в ЗКО много лет держится на энтузиазме любителей истории и патриотов родного края. Во время карантина, когда люди не имеют возможности выезжать на море, многие стали внимательнее к красотам малой родины. Айбулат Курумбаев разработал множество маршрутов по историческим и природным достопримечательностям Приуралья. Один из них – путешествие к горе Есенамантау.
Летняя степь с редкой щетиной пожухлой травы. Этот ландшафт тянется на многие километры, но вот растительности становится больше, появляются пологие холмы. Высохшее озеро вытягивается длинной низменностью, на её противоположной стороне поднимается ряд степных известняковых гор. По словам Айбулата Курумбаева, место уникально тем, что здесь археологи нашли свидетельства проживания человека в течение нескольких тысячелетий. Раскопки ведутся несколько десятков лет, учёные обнаружили следы культур, относящихся к каменному, бронзовому, железному веку, периоду средневековья. «Обычно в местах раскопок присутствует одна, две, реже – три культуры. Очень редко на одном и том же месте встречаются человеческие поселения, относящиеся ко всем значимым историческим эпохам. Поэтому археологические находки в ЗКО считаются уникальными», – объясняет историк.
На вершине горы Есенамантау – будто округлый кратер, это вход в пещеру Куныскерея. На небольшой площадке установлена памятная доска, свидетельствующая о примечательности этого места.
– Легенда о Куныскерее бытует в народе около ста лет, хотя никаких документальных подтверждений этим сказаниям не найдено, – говорит Айбулат Шамуратович. – Куныскерей признан народным героем, защитником обиженных. Говорят, что сначала он принял советскую власть, так как она провозглашала равенство людей. Но когда началась коллективизация, людей начали загонять в колхозы, Куныскерей выступил против преобразований. Конечно, силы были неравны. Куныскерею пришлось скрываться, а потом и уехать из родного края. Считается, что именно в этой меловой пещере народный герой прятался от преследовавших его сотрудников НКВД. Дальнейшая судьба Куныскерея также сохранилась в народной памяти. Говорят, что он уехал в Туркестан, жил там под чужим именем, создал семью. Такие сведения поступают из разных источников, поэтому мы можем говорить об их достоверности. Есть история о том, как Куныскерей в старости позвал свояка и открыл своё настоящее имя, рассказал о себе. Свояк был прокурором, он вскоре поехал на семинар, где собрались сотрудники внутренних дел. Там в приватном разговоре поделился с прокурором Западно-Казахстанской области историей своего родственника. Оказалось, что именно этот человек вёл дело Куныскерея.
Подтверждение существования реального человека с именем Куныскерей говорит ещё один факт, которым поделилась одна из жительниц Уральска. «Моя бабушка родом из Каратобе, – рассказала Венера Тащанова. – В советское время, когда я была маленькой, помню, если она на кого-то сильно гневалась, называла его «куныскерей». Значит, советская идеология трансформировала этот образ, он был «врагом народа». Женщина провела своё историческое расследование: её коллега Светлана Кариева утверждает, что легендарный Куныскерей – брат ее дедушки. По воспоминаниям, оставшимся среди потомков, он скрывался в пещере от казаков. «В то время на месте современного оврага было болото, и Куныскерей сумел по одиночке извести своих врагов среди топей. А пещера в то время была размером с двухкомнатную квартиру, и Куныскерей заводил туда лошадей». Эти свидетельства отодвигают дальше в прошлое легенду о народном герое. Спрашивается, как он мог быть гонимым советской властью, если выступал против других её врагов? Получается, что он по-своему понимал благо народа, и ему было не по пути ни с «белыми», ни с «красными».
Сейчас углубление в известняковой горе трудно назвать пещерой. Сюда помещается несколько человек, стоять можно только пригнувшись. Туристы фотографируются в пещере, на память остаются снимки с экзотикой наших мест. В низине у подножия гор – огромное разнообразие трав и кустарника. Когда стоишь на склоне Есенамантау, шум степного ветра несколько меняет звучание. Местные жители слышат в нём плеск воды высохшего озера.
Егиндиколь в переводе с казахского – «полевое озеро». Так называется посёлок рядом с горой Есенамантау, в воспоминание об исчезнувшем водоёме. Так назвали и родник, который бьёт близ посёлка. Зелёный островок посреди степи обнесён изгородью. Заходим в калитку, идём по выложенной брусчаткой тропе, которая ведёт к мостику над ручьём. Под ним разложены камни, с которых набирают воду. Путники могут посидеть на скамейках под ивами, полюбоваться на открывающиеся виды. Здесь очень яркие, насыщенные краски. За изгородью возвышается зелёный холм, усеянный коричневыми, чёрными и белыми пятнами. Там пасутся многочисленные коровы и овцы. Гуси вальяжно прогуливаются к ручью, вытекающему за пределы изгороди. Коровы, устав от жары, также время от времени совершают походы к воде.
– Раньше животные здесь паслись постоянно, загрязняли ручей. Благоустроили территорию выпускники местной школы. Благодаря им мы можем отдохнуть в этом оазисе, – говорит Айбулат Курумбаев. – Однако можно пойти дальше и сделать этот уголок настоящим туристическим объектом. Если задействовать не работающий сейчас шандор, можно перекрыть сток воды – тогда образуется достаточно большое озеро с чистейшей водой. В ней можно разводить форель. Местные жители смогли бы открыть для себя бизнес – сдавать отдыхающим юрты, продавать мясо для шашлыка… В посёлке можно организовать агротуризм для детей и подростков. Местность не охвачена интернетом. Дети, живущие несколько дней на свежем воздухе, полностью окунутся в сельский быт. Конечно, для организации такого туристического бизнеса нужны активные люди, которые чётко видят перспективы предприятия.
Туристические тропы ЗКО по своей экзотике и природным красотам нисколько не уступают известным курортным местам. Всё дело в «раскрутке» объектов, в которой обязательно должны участвовать местные власти. Хотя в условиях пандемии все другие задачи отодвигаются в неопределённое будущее…