Своя колея парня из глубинки
Далекий и близкий, сложный и простой – ученый. Воспитывающий и сам стремящийся к знаниям – учитель. И откровенный, с распахнутой душой – писатель. Все вобрал в себя Сериккали Габдешевич Шарабасов, преподаватель казахской литературы в ЗКГУ имени Утемисова, кандидат филологических наук, доцент. Все три направления его жизненного пути подчинены одному – воспитанию личности человека, возвышению интеллекта и характера, а в целом – служению народу.
Тридцать два года отдано педагогической деятельности в вузе. И на какой бы должности ни работал Сериккали Габдешевич Шарабасов – рядовым преподавателем, заведующим кафедрой, проректором, деканом, всегда оставался верным своим убеждениям и нравственным принципам.
Думал ли парнишка из Жангалинского района, что посвятит свою жизнь науке? Большую роль в этом сыграл его старший брат Нариман, ставший для него после смерти отца опорой и примером. Впоследствии рано ушедшему из жизни брату Сериккали посвятит рассказ, который, по словам литературоведов, ни в чем не уступает произведениям, избранным им для своих исследований.
Объектом изучения ученого становится современная казахская литература: история, теория, жанровые разработки, композиционное построение. Им написано более ста научных статей, очерки, эссе; защищена кандидатская диссертация по теме «Проблемы характера в современном казахском рассказе»; выпущены книги «Жанр рассказа в казахской литературе» и «История казахской литературы».
Были годы, когда он работал в Украине в педагогическом институте им. Ивана Франко по программе обмена кадрами и студентами.
Тяга к науке проявилась уже на втором курсе института, курсовые работы Сериккали защищал на «отлично», и всему преподавательскому составу было ясно, что выпускник останется в родном вузе, продолжая начатое дело. Однако Шарабасова захватила журналистика и он исколесил Приуралье из края в край, работая корреспондентом газеты «Орал өңірі». Позднее и в рядах Вооруженных сил проявил себя эрудированным агитатором.
«Он добился бы многого, если бы остался журналистом. Но он избрал нелегкий путь учителя и ученого, – говорит о нем поэт и друг Айткали Нариков. – После ознакомления с его исследовательскими трудами, в частности, материалами об анималистических рассказах, окружающая среда и мир животных и птиц обрели для меня иной смысл. Эссе «Чокан и Сибирь» дает глубочайший анализ книг ученых и писателей о Валиханове. В повествовании о своем учителе и руководителе Зейнолле Кабдолове Сериккали Габдешевич констатирует, что «он пишет мало, но ценно. В этом нет сомнений. Это означает, что ученый Кабдолов, знаток теории литературы не может писать как попало». Писатель-академик З. Кабдолов был учеником прославленного писателя Мухтара Ауэзова. Отношения между ними были ближе и роднее, чем просто учитель-ученик, то есть как отец и сын. Ауэзов повлиял на Кабдолова, в результате чего ас казахской литературы стал выдающейся личностью, впоследствии написав роман «Ауэзов».
Ауэзов считал своим учителем великого Абая, по следу Ауэзова ступает Кабдолов, а Шарабасов – подопечный Кабдолова. Сериккали мог стать известным писателем, доказательство этому – замечательные произведения художественной прозы».
– Сериккали Габдешевич, расскажите, как парень из глубинки стал учителем и ученым, какие факторы оказывают роль в формировании личности.
– Я учился в школе имени Кирова в Новой Казанке. Это знаменитая школа с богатыми традициями, в которой в свое время преподавал известный Сейткали Мендешев и плеяда прекрасных педагогов: заслуженный учитель КазССР, кавалер ордена Ленина Гумар Салыхов, возделавший сад редких пород деревьев, не произрастающих в Казахстане, преподаватель физкультуры Сатым Абуов, под руководством которого один из пришкольных сараев силами учеников был оборудован под спортзал, где мы по-настоящему стали заниматься гимнастикой, самбо, теннисом. Он прививал нам не только силу, но и моральные качества, культуру, акцентируя нас на том, что физически развитый человек не имеет права драться, плевать на улице, говорить плохие слова, о мате даже не шла речь, грубо разговаривать с женщинами, потому как они самые нежные существа, причем он не разделял пожилых и девочек.
Сейчас, я смотрю, некоторые из спортсменов идут в рэкет, бандитские группировки – все перевернулось. Халима Туменбаева, элегантная певунья, каким-то непостижимым образом влияла на девчонок: они преображались и внешне, и внутренне, старались приодеться, хотя в то время все жили бедно. И мы с любопытством наблюдали за одноклассницами, как они поведут себя после разговора с классной дамой.
Вторая школа имени Мендешева тоже славилась педагогами: историк Сырым Сапарович объяснял свой предмет захватывающе, в художественных образах, Бакыт Курманбетова обладала особым даром, и наших хулиганистых, в чем-то диких ребят держала в узде. Мы говорили о методах Макаренко, Сухомлинского, у нее же был свой метод, и заводилы, драчуны, обиженные судьбой и в связи с этим несшие толику злобы, в ее присутствии становились робкими и покладистыми. Учителя высокодуховного склада навсегда остались в моем сердце, сориентировав меня на всю последующую жизнь.
По окончании школы в 1964 году из 26-ти выпускников все ринулись поступать в СХИ, кроме меня. Я же избрал пединститут имени Пушкина, честно говоря, не блистал знаниями в точных науках. Четыре года студенчества – самые одухотворенные в моей жизни. Наш комсомольский задор – особое состояние души, давал нам потенциал в достижении цели, веру в светлые идеалы. Помню, в годы службы в Вооруженных силах комбат поднял нас ночью с вопросом: «Кто добровольно примет участие в Даманской кампании – шаг вперед!». Все как один 173 человека дали согласие, батя прослезился: «Я верил в вас, и вы доказали», – сказал он. Такими мы были, готовыми умереть за родину. А сейчас, я сомневаюсь, что кто-то готов отдать свою жизнь, нет патриотизма у молодежи. Мы опустились до бытового уровня – как прожить день, месяц, год, нет большой мечты. Может, я ошибаюсь?
– У Вас огромный педагогический стаж. Студенты и преподаватели вчера и сегодня очень отличаются?
– Мы трудились. Они, по-моему, ждут подходящего случая. Какого? Девушки – парня, богатого мужчину, рассчитывая на то, что с ним придут обеспеченная жизнь, положение и чувства. А ребята вообще вопрос вопросов – даже не знают, кем они станут. И когда я пытаюсь вести беседу на эту тему, они уклоняются.
У нас были особые взаимоотношения с преподавателями. Ректор Виктор Кузьмич Сидоров, великолепный специалист, интернационалист с большой душой, как-то застал ребят с портвейном, прочел им лекцию о том, что пить не возбраняется, но делать это надо с умом. А вот декан профессор Матжан Максымович Тлеужанов за это жестоко наказывал, мы считали его злым, пока не поняли, что он очищает нас от скверны.
Преподаватель Салыхов, выпускник МГУ, большой знаток зарубежной литературы, так вдохновенно рассказывал о Бальзаке, Драйзере, Зегерс. Он когда-то сказал, что Америка со своими богатствами идет к прямой катастрофе, мне вспомнилось это в день теракта
11 сентября.
Мы запоем читали классику. Теперешние студенты не тянутся к литературе. А между тем, книгу не заменить: ни театром, ни кино, ни новыми технологиями – она душа человека. Они все время пытаются сканировать, скачать, только бы не напрягаться. А тесты? Зазубрят ответы на вопросы, но глубоких знаний нет. Я против тестов.
– От чего зависит успех?
– От собственных усилий, стремлений и жажды жизни. Я счастливый человек: мы пережили эпоху Хрущева, Брежнева, Андропова, думаю, переживем и этот сложный период. Из этих руководителей мне импонирует Брежнев, он предоставил нам широкую возможность испытать себя. Андропов, с партийных позиций, был правильным человеком, но демократию душил на стадии зарождения. Партия была движущей силой общества, но с ее распадом рассеялись мечты трудового народа. Она дала землю, работу, бесплатные учебу и медобслуживание. Не отрицаю, среди коммунистов были алчные люди, однако главной задачей являлось улучшение благосостояния рабочего класса, развитие промышленности, сельского хозяйства. Что мы имеем сейчас? Фабрики и заводы стоят, сельское хозяйство «в луже». Крушение СССР – главная трагедия двадцатого века. На успех любого из нас влияет общество и строй, в котором мы живем.
– Что Вы не приемлете в людях?
– Двуличие, особенно в науке. Как говорил мой руководитель, в науке должны быть люди, думающие головой, а не, извините, другим местом, как случается у некоторых, которые, кстати, и выходят на передний фланг. Не уважаю тех, которые создают видимость работы, якобы загруженности, но не имеют результатов. Вроде, он в науке, а за сорок лет и сорок страниц не написал, хотя считает себя великим.
Повторяю, важен результат. Мы провели лекцию о педагогическом наследии Алтынсарина, которую студенты хорошо приняли. Камень преткновения в том, что одни считают Алтынсарина первым педагогом, другие – Жангир хана. Он десятками убивал людей и вдруг – реформатор, великий человек. Никогда таковым я его не считал, у меня к нему резко отрицательное отношение. Его руки обагрены кровью сотен тружеников, он жалкий и тщедушный человек, боявшийся и царского самодержавия, и своего народа, так и умерший между двух огней. Превозношение его – исторический грех. Как можно, не вникая в истинные события, распространять свои заблуждения? История любит правду.
– Откуда Вы берете оптимизм, так распространяющийся на окружающих?
– От студентов, хорошие они у нас.
– Так книжки же не читают!
– Ну, я думаю, это ребячество, просто у них на уме романтика, любовь. Я им говорю: жизнь – это суровая проза, надо готовить себя к трудностям; работа учителя – адская: маленькая зарплата, день и ночь – тетради, лекции. Мы в свое время занимались по шесть часов в день плюс два-три – на спортивные кружки, часто испытывая чувство голода. Они этого не ведают, львиная доля их времени тратится на развлечения, они привыкли жить на всем готовом, и в учебе ждут этого же.
– Что Вас огорчает сегодня?
– Мое село Балдырган когда-то было прекраснейшим уголком, в котором жили красивые люди; на маленькой речушке Есиндык плавали величественные лебеди, – рассказчик делает значительную паузу, – росла сочная трава в мой рост; в мае месяце наступала благодать. Спустя годы я приехал туда и чуть не заплакал – ни речки, ни сказочных долин – одна голая правда.
Вопрос реализации молодежи тоже повис в воздухе. Что она может в настоящий момент? Мы учились и знали, что через труд сделаем карьеру и достигнем материального достатка, у нас были цели. Опережающий рост цен и бытовые неурядицы негативно сказываются на работе, за всей этой мелочью теряется сам человек.
Слушала я Сериккали Габдешевича и думала: да, действительно, правы его коллеги, он обладает истинным педагогическим даром – безраздельно владея вниманием слушателя, без пафоса и пустословия доводит информацию, которая впечатывается в сознание. И тут важно, что несет в себе учитель – свет, истину, как Шарабасов, или набор терминов и красное словцо с целью создания собственного имиджа. Быть учителем ответственно. И красиво, добавляю, глядя на человека, который постоянно говорит о ком-то, только не о себе из-за скромности.
Он не единственный учитель в их семье: супруга Аспет Утегалиевна математик, сыновья Жайык и Едиль тоже с педагогическим образованием.
Имея многочисленных именитых выпускников, ставших известными поэтами, учеными, журналистами, чиновниками, в число которых входят Кыдыршаев, Ахметова, Давлетов, Сейтаков, Ищанов и многие другие, сам преподаватель пока не защитил докторскую диссертацию. Загвоздка в том, что отрезок времени по теме «Современные казахские рассказы» ученым был взят с 1917 по 1990 годы, а его руководитель, ныне покойный З. Кабдолов порекомендовал ему начать с устного народного творчества, а это очень масштабная работа. Кроме того, необходимая литература Средневековья, дошедшая до нас на арабском языке, требует немалых средств для перевода.
Говоря об этом, Сериккали Габдешевич, улыбаясь, разводит руками: «Не могу предать память учителя. Мое счастье в том, что литература, которой я безраздельно принадлежу – бескрайний океан, из него можно черпать и черпать, и я неустанно ищу сокровенное, чтобы передать другим. Мои лучшие студенты и состоявшиеся в жизни люди есть показатель моей работы. Если же таковых нет, значит ты не так жил, не так говорил, не так учил. – И со свойственным ему юмором добавляет, – а мне есть кем гордиться… этим я и прикрываюсь.
Материал из газеты «ИНФОРМБИРЖА news» за 2007 год