Старое фото. Пристань
Одна школьница лет 15-ти, увидев этот снимок, удивлённо воскликнула: «Ой, домик на воде плавает! И корабли… А где это? У нас в Уральске?! Ну, да: Стелу видно. А я и не заметила…» Поясняю: «Это не домик, а дебаркадер». «Как?» «Де-бар-ка-дер. Плавучая пристань. Причал для судов».
Пришло поколение уральцев, для которых всё это в диковинку. Не говоря уже о двухпалубном комфортабельном пассажирском теплоходе «Москва», с которого Ярослав Кулик запечатлел в начале 1990-х городскую пристань. Здесь она находилась практически всё время, пока существовало Уральское речное пароходство.
Дебаркадеров, построенных в 1960-х годах, было два. Большой стоял собственно на главной пристани, другой, однопалубный, то в Учужном затоне, то на причале в Куренях. Деревянная надстройка второго дебаркадера сгорела в 1976 году по недосмотру находившихся там работников спасательной службы. Восстанавливать дебаркадер не стали.
Большой плавучий причал стал брендом Уральска. Он есть на почтовых открытках, других печатных изданиях и сувенирах. На дебаркадере работали касса, буфет, газетный киоск. Отсюда отправлялись теплоходы до Учужного затона («Громов», «ПС», затем «СПВ-1»), Меловых горок, Козинского («Громов», «50 лет ВЛКСМ», «Москва»), Барбастау («Заря», «Зарница») и дач ТЭЦ с остановкой «Тополёк» («Урал», «Речной»). На дачи ремзавода теплоходы «ПС» ходили из затона им. В. Чапаева.
Пассажиров было так много, что для их удобства выделили небольшие залы ожидания, а в перестроечное время оборудовали радиоузел и стали объявлять отправление судов как на больших волжских или московских вокзалах. В то время пароходство за навигацию перевозило до миллиона (!) пассажиров.
Теплоход «Речной», кстати, также запечатлён на снимке. Это пассажирское судно построили на Уральском судоремонтно-судостроительном заводе им. В.И. Чапаева в 1990 году. Нам с Ярославом Куликом довелось готовить репортаж о его первом рейсе. Пассажиры довольны: хорошее судно, в крытом салоне можно укрыться от непогоды. Молодцы уральские судостроители. Одно пожелание – заменить в салоне кресла на мягкие.
Капитан Николай Пивоваров был настроен не очень оптимистично: «Хорошо-то оно хорошо, только вот радиус разворота большой: ширины Урала для этого едва хватает…» Но позже этот недостаток устранили. Главное – дачники уже через 15-25 минут выходили на своих остановках. Никому и в голову не приходило пускать сюда вкруговую автобус, как это практикуется сегодня.
Пароходство планировало построить серию теплоходов «Речной», купить вторую «Москву», теплоходы типа «Московский», «Фонтанка» и сделать пассажирский флот полностью современным и комфортабельным. Пока же на шести пассажирских линиях комфортабельным судам помогали буксиры-толкачи проекта Р96Б с плавверандами. Один из них – «БТМ» (номер не виден) – на втором плане, за «Речным». «БТМ-1,2,3,4» и «Нева», как и десятки других судов использовались на перевозках ПГС и нефтепродуктов.
Но в силу известных причин этим планам не суждено было сбыться. Давно нет с нами Николая Пивоварова и его жены Зинаиды, с которой он много лет проработал в пароходстве.
Нет и дома в Учужном затоне, где жили Пивоваровы. Настал черёд и городской пристани.
В 2006 году здесь утонули двое мужчин, отдыхавших в частном кафе недалеко от реки. Речников обязали держать на дебаркадере круглосуточную охрану и следить, чтобы подвыпившие граждане не натворили здесь бед. Однако едва живому АО «Уралречфлот» стало не до охраны. Дебаркадер мог оказаться бесхозным, но этого не случилось. Сегодня бывший бренд Уральска находится в кемпинге «Мечта». Хорошо, что уцелел благодаря неравнодушным людям…
Руководство «Уралречфота», которое позже раздробилось ещё на несколько компаний, историческую городскую пристань ликвидировало. С августа 2006 года теплоходы до Учужного и Барбастау стали отправляться с пристани в Куренях. «Речной» же продали в Атырау.
Сегодня мы ездим на дачи на каких-то колымагах, утлых лодчонках, рассказывая детям и внукам о дискотеках на «Москве», мягких креслах в светлом салоне и вкуснейшем лимонаде с печеньями из судового буфета. И замечательных людях, капитанах, которые работали на пассажирских судах: Николае Сиротине, Юрии Астраханкине, Петре Неусыпове, Юрии Носенко, Юрии Токареве, Николае Пивоварове… Ветераны речного флота Пётр Гончаров и Марат Исполов и сегодня в строю: перевозят садоводов на теплоходе «Дастан» с плавверандой.
А дети и внуки порой спрашивают: «Вы про «Москву» и буфет сказку рассказали, да?» Нет, не сказку, а жизнь. Но чтобы эту «сказку» снова, хоть в какой-то степени, сделать былью и научиться перевозить людей цивилизованно, нужно ой как постараться. Однако, надо: всё-таки XXI век на дворе…