С седьмого неба не спускаясь
Дети обожают её за весёлый нрав, а на урок музыки всегда бегут с удовольствием, потому что знают: Екатерина Михайловна встретит их мягкой улыбкой, найдёт доброе слово для каждого и всех вместе порадует меткой шуточкой.
«Самый весёлый учитель» – победу в этой номинации вот уже несколько лет выпускники Круглоозёрновской средней школы присуждают именно ей – учителю музыки Екатерине Михайловне Соболевой. Поначалу педагог на это обижалась: «Что я вам, самый главный клоун в школе?», но дети уверили её, что эта номинация говорит лишь об одном – на музыкальных уроках им никогда не бывает скучно, общаться с учителем очень легко – она с ребятами на одной волне – жизнерадостная и современная.
Как отмечают её близкие, этот оптимизм, желание жить насыщенной жизнью, дышать полной грудью – кредо нашей героини.
С самого детства она была душой любой компании – озорная, шутливая – к ней тянулись и мальчишки, и девчонки. Запевала в пионерском отряде, лучшая спортсменка в школьной сборной по лёгкой атлетике. А однажды Катя увидела по телевизору, как играл баянист, и люди вокруг него восторженно слушали, боясь пошевелиться и нарушить звучание инструмента, и решила: тоже так хочу.
Отец – Михаил Иванович Колесников на это лишь пошутил: «Баян – это хорошо. Выйдешь за калитку, заиграешь, соседи соберутся, плясать начнут. А пианино-то из дома не вытащишь, так и будешь на нём для себя одной бряцать. Ни бабкам радости, ни себе удовольствия». А мама – Валентина Михайловна сразу предупредила: «Заставлять не буду, кричать: «Иди скорее на сольфеджио!», «Не забудь про хор» – тоже».
Но выталкивать дочку из дому, чтобы она посетила музыкалку, родителям не пришлось: все пять лет – с первого дня и до завершения муз-школы – девочка бегала туда с удовольствием, сама часами сидела за баяном и получала по специальности «Баян» одни пятёрки.
– Мне повезло с преподавателем, он был очень живой, добрый человек – Александр Анатольевич Тараненко, – рассказывает Екатерина Михайловна. – Занятия он начинал с прибауток, усаживал нас, расспрашивал про здоровье-настроение, всегда говорил: «Сначала давайте, сделаем разминочку, разогреем пальчики, нотки приготовим и… заиграем нашу музыку!» Этой своей добротой, весёлостью он зажигал в нас какой-то внутренний огонёк, после его занятий хотелось тренироваться, чтобы играть лучше и лучше.
Когда родители увидели, что их Катюша всерьёз увлеклась музыкой, то решили купить ей баян.
– Они полгода копили деньги, а потом папа поехал в город Киров и там, на заводе по изготовлению народных инструментов, заказал мне готово-выборный баян, – вспоминает наша собеседница. – Стоил он 500 рублей – огромные деньги по тем временам. Моя мама тогда зарабатывала 80 рублей в месяц, а папа – 120. Когда он привёз баян, я была на седьмом небе от счастья. Он тоже чуть не плакал, всё говорил: «Учись, доченька, играй, будет тогда у тебя работа, что душе мила».
Очень нравился Михаилу Ивановичу вальс из кинофильма «Берегись автомобиля», Катя специально выучила этот вальс и играла его отцу, когда он просил.
Сбылись и предсказания главы семейства насчёт соседей: по вечерам, когда дочке надоедало сидеть дома за нотами, она брала баян и выходила к бабушкам, что коротали время на завалинке. Для них она играла и залихватскую «Барыню», и грустно-лиричные «Подмосковные вечера». Старушки всегда с благодарностью встречали Катюшу, подпевали ей, а иногда, раззадорившись, даже пускались в пляс.
Талантливую девчонку заметил и директор музыкальной школы Михаил Кольцов, он-то и уговорил её после окончания 8 класса поступить в училище на народное отделение по классу «Баян».
Наша героиня вспоминает, что в годы учёбы им с сокурсниками очень хотелось выступать перед публикой, делиться своей положительной энергетикой. Но… ни на какие концерты студентов не приглашали, и тогда Катя нашла выход – она предложила ребятам провести концерт в Круглоозёрновском интернате для молодёжи с психическими отклонениями. Все согласились и – выступили. Успех был ошеломительный, в глазах ребят было столько восторга и такая благодарность, что все музыканты и сами растрогались, а Катя запомнила этот вечер на всю жизнь.
По распределению инициативную выпускницу направили в посёлок Цыганово Зелёновского района директором сельской музыкальной школы. Но на месте оказалось, что желающих обучаться очень мало, и тогда молодому специалисту предложили вести уроки в Цыгановской средней школе. Она прошла курсы повышения квалификации в пединституте и стала учителем музыки.
– Мне самой тогда было всего 18 лет, а моим самым старшим ученикам – по 14, – рассказывает она. – Многие из них стали подшучивать, приглашать на свидания, а кто-то даже стал язвить, что я долго не выдержу и убегу от них. Тогда я поняла, что криками и истериками себе не помогу, нужно использовать против шутников их же оружие – шутки.
Шутки молоденькой Екатерины Михайловны были такими искромётными, «били» нахальных учеников, что называется, не в бровь, а в глаз, что те в итоге приутихли, зауважали педагога.
– Я не старалась встать с учениками на их уровень, задружиться с ними по-панибратски, но и не держала очень большой дистанции, – объясняет педагог. – Всегда хотела найти общий язык с детьми, понять, чем они живут, что им интересно. На переменах я не убегала в учительскую, была в кабинете вместе с ребятами, расспрашивала их про их учёбу, увлечения, они тоже узнавали у меня что-то обо мне самой. Уже в первый год работы я поняла, что с детьми разного возраста нужно и шутить по-разному. Если в первом классе я могла строго сказать: «Если Коля не перестанет баловаться, я уйду и больше к вам на музыку не приду», то дети тут же пугались, начинали стыдить своего одноклассника. И всё – в классе тишина восстанавливалась идеальная. В старших классах такие шутки уже не прокатывают: тут нужен небольшой укол по самолюбию, чтобы ребёнок понял – он может быть лучше, умнее, вести себя достойнее…
– Я с большой теплотой вспоминаю, как проходило в нашем селе празднование Дня Победы, когда были живы наши ветераны, – говорит Екатерина Соболева. – Они очень любили петь под баян «День Победы», «Катюшу», «Враги сожгли родную хату». Эти песни всегда вызывали во мне какой-то священный трепет. Это уже потом, приходя домой, понимала, что устала, потому что держала на руках инструмент весом почти 14 килограммов несколько часов…
Спустя три года Катя Колесникова вернулась в родной посёлок Круглоозёрное, поступила работать в местную школу. И тут история с грубиянами, кто горазд обижать молоденьких педагогов, повторилась. Только Екатерина Михайловна уже имела в своём арсенале тайное оружие – юмор, который и тут помог ей усмирить хулиганов и завоевать расположение других ребят. Дети не пропускали её уроки, потому что знали – можно и попеть от души, и посмеяться над удачной шуткой учительницы. Многие ребята даже записались в музыкальную школу на класс баяна и на уроках хвастались перед учителем, что теперь они тоже играют, раздувают меха, совсем как она сама.
Кстати, юмор молодой учительницы оценили по достоинству не только ученики, но и учителя. Они прямо в глаза говорили ей: «Ну, ты просто вторая Клара Новикова, в любой ситуации найдёшь смешную сторону». Многие коллеги даже признавались ей, что в моменты грусти, когда и дома не ладилось, и на работе не клеилось, они спешили встретиться с ней в стенах школы и просто перекинуться парой фраз. Природный оптимизм Кати передавался и коллегам, после разговора многие из них становились веселее, кто-то улыбался, кто-то даже хохотал – все проблемы в такие моменты становились мелкими, а грусть улетучивалась сама собой.
– У меня самой с детства была такая натура – я никогда не показывала окружающим, что меня что-то беспокоит, кто-то меня обидел, – откровенничает она. – Даже если мне плохо, и на душе тоска, для людей я всегда – человек-праздник. Может, это и неправильно, но свои эмоции я всегда держу при себе.
Долгие годы Екатерина Михайловна была не просто учителем музыки, но и идейным вдохновителем, организатором большинства школьных мероприятий – празднований Дня учителя, Дня независимости, Нового года, 8 Марта, 9 Мая, Последнего звонка, выпускного бала.
Ни один праздник не проходил без звучания её баяна – вместе с ним, в хороводе с детьми она прошла не один десяток километров, сотни раз напевая при этом «В лесу родилась ёлочка». Десятки выпусков ребят-одиннадцатиклассников вместе с ней пели «Школьные годы чудесные», выбивая слезу у самых твёрдых отцов семейства. И столько же выпусков малышей-первоклашек приходили в школу под аккомпанемент её баяна, нестройно выводили слова песни «Учат в школе, учат в школе, учат в школе», вызывая умиление мам и бабушек.
В школе она работает вот уже 23 года. Всё время с музыкой, и всё время в движении.
– Даже когда я вышла замуж (тогда-то Катя Колесникова и стала Соболевой – прим. авт.) и родила первенца Юру, мне недолго удалось посидеть в декрете, – вспоминает наша собеседница. – Едва сыну исполнилось несколько месяцев, меня вызвали на работу – подходило время новогодних праздников, а вести утренники было некому. И я вышла водить с детьми хороводы, а с ребёнком пришлось сидеть моей маме.
Катерина смеётся, что и с её младшей дочкой ситуация повторилась – малышка родилась осенью, и маме опять пришлось выйти на работу, когда Наташе было всего три с половиной месяца.
– Работать с детьми очень интересно, – признаётся Екатерина Михайловна. – От пения многие из них преображаются, становятся более добрыми, открытыми. Правда, сейчас всё меньше детей, которые умеют петь. У них не развиты голосовые связки, потому что они перестали общаться вне школы – всё время проводят перед телевизором, компьютером, планшетом.
Педагог с грустью отмечает, что всё чаще она проводит уроки музыки без… баяна.
– Программа изменилась, многие произведения, включённые в школьный репертуар, на баяне не сыграешь, – поясняет она. – Приходится скачивать минусовки из Интернета, использовать бумбокс, чтобы дети пели. Обидно, что постепенно они отвыкают слушать живую инструментальную музыку, им не интересны Бах, Бетховен, Чайковский. Они хотят слушать динамичные, быстрые ритмы. Может, всё происходит потому, что сама наша жизнь ускорилась, в ней добавилось спешки, суеты… На лирику не осталось времени ни у взрослых, ни у детей.
И всё-таки Екатерина Михайловна не унывает – это в её характере.
– Я вижу, что ученики охотно бегут на уроки музыки, потому что они могут чуть-чуть расслабиться, отдохнуть, – говорит она. – Школьная программа сейчас очень сложная, ребята загружены под завязку. Сейчас я ещё преподаю «Самопознание» и знаю, что оба мои предмета – эта та отдушина, которая очень нужна детям. Ещё Платон говорил, что «музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного». Лучше и не скажешь. Разве может учитель музыки при всём при этом быть грустным и унылым человеком?