Проходимость
Педаль газа в пол до упора, запах бензина и рев мотора. Вы скажете, что это сумасшествие. Возможно, для вас. Но есть люди, кто не мыслит себя без всего этого, а также без преодоления сотни километров по бездорожью. Кто эти люди? Джипперы. И они среди нас. Сообщество любителей экстремальной езды по болотам, пустыням, крутым склонам и землям, где не ступала нога человека, в Уральске существует с 2014 года. И все это время возглавляет его Виктор Кирсанов, с которым мы вас сегодня и познакомим.
– Виктор, насколько популярны джипперы в Казахстане?
– Они есть в каждом городе, и не по одному. В Алматы около 50 сообществ. Они делятся по маркам автомобилей – «Toyota», «Мitsubishi», марка может быть любой, но все они полноприводные. Уральск, наверное, единственный город, где только одна группа. Начало положено в 2014 году. 22 декабря, мы собрались первый раз. Объединиться предложил другой человек, но после первой встречи я его не видел. Поэтому сам взял инициативу в свои руки. Нас иногда спрашивают: а зачем вам это? Не понимают, что для нас это такая же радость, как для рыбака посидеть с удочкой у реки, мы ловим кайф. Было время, катался один, но скучно и есть вероятность застрять, а вытащить некому. Первый раз приехало шесть машин, потом больше. Для начала мы исколесили область, выезжали в такие места, куда проехать практически невозможно. Первая поездка в январе, в район села Круглоозерное. В поле снег по пояс, машины застревали, рвали мотор, пробивались с трудом. Это же расстояние летом можно преодолеть за час, зимой ушло полдня. На месте развели костер, пожарили шашлыки, пообщались. А потом «таким же макаром» – обратно. Весной ездили в Дарьинское, Трекино, там по лесам разливы. А в 2015 году отправились на соревнования в Россию. Первым по курсу город Ярославль. На машине такого же фаната автомобильных туров Александра Малышева. Мы были единственными представителями Казахстана. Нас так и называли – «казахи». Говорили: «Где казахи стоят?» Познакомились там с Николаем, он из Перми, а тогда жил в Москве, он организует джип-тур «Уральский рейд», в котором мы участвовали несколько раз. Это маршрут из Перми к Уральским горам. Александр участвовал почти во всех заездах. В апреле исколесили Мангистаускую область. В прошлом году были там в сентябре. Но времени не хватило, собираемся снова. У меня друг в Мангистау занимается туризмом, помог составить маршрут. Местность уникальная, там много неизведанного для нас. Будет поездка в Атырау, еще хотим в Бокейорду.
– А в повседневной жизни чем занимаются джипперы?
– Я моторист-механик, работаю на СТО. Есть среди нас предприниматели, водители, юристы, кто угодно может быть, сфера деятельности значения не имеет. Главное, чтобы был подходящий транспорт, материальная возможность и свободное время. И, конечно, водительский опыт. Я больше 20 лет за рулем. Как только исполнилось 18 лет, получил права. Первый «Москвич» купил дед. Потом были еще два. В это время интерес к технике и возник. Естественно, о джипе тогда не мечтал. Потом продал все, купил ВАЗ-21099, «ВМW». «Mitsubishi Pajero» взял, чтобы привести в порядок и продать. Я мотор сделал, но продал «ВМW».
Я бы сказал, что джипперы – это состояние души. У каждого из нас есть желание доказать себе и остальным, что мы можем пройти туда, куда другие не пройдут. Кроме того, хочется испытывать острые ощущения. Приключение для нас – это стиль жизни. Но опять же увлечение дорогое. Именно по этой причине джипперство при всей своей внешней романтичности и привлекательности остается экзотическим и нераспространенным занятием. Изменить внешний вид машины и усовершенствовать ее технические характеристики – установить лебедки, железные бамперы, водрузить кабину на огромные колеса – это лишь самая первая порция затрат. Создание всепроходимого железного коня не так дорого, как регулярное его обслуживание. Дело в том, что как внутренности, так и экстерьер внедорожника за один сложный сезон приходят в негодность. На первый взгляд, может показаться, что у джипперов «убитые» машины. Да, многие из них давно лишились полировки и декоративного пластика. Но, тем не менее, все ответственные агрегаты – рулевое управление, тормозная система, двигатель и электрооборудование – находятся в хорошем состоянии, так как принцип «на авось» в серьезной поездке не работает. Зимой отдыхаем, то есть сидим в гаражах и приводим в порядок свои автомобили, чтобы к следующей зиме их снова сломать, и так по кругу. Каждая поездка непредсказуема, и всякий раз кто-то возвращается с гнутыми мостами и оторванными лебедками. Бывает, что с первого раза желание быть джиппером пропадает раз и навсегда. Джипперы совершают свои путешествия не ради рыбалки или отдыха, а чтобы застрять на труднопроходимом участке и с победным чувством вытащить машину из трясины.
– Что берете с собой в дорогу?
– В Россию мы выезжаем всегда 20 июля. В прошлом году все планы разрушил коронавирус, надеемся, что в этом сможем проехать через границу. В планах перевал Дятлова. Все продукты закупаем на месте. У нас все есть – палатки, котелки, спальники. С собой берем и топливо – бензин, солярку, у кого что. Где-то по 300 литров в запасе. Едем в горы, там заправок может и не быть. Пока по трассе стараемся заправляться, не трогаем запас. У каждого в машине рация, так что на протяжении всего маршрута «на одной волне». Продукты и все самое необходимое стараемся распределить равномерно между машинами. Был случай, когда все сложили в одну машину, и именно ее не пропустили через границу. А она шла последняя. В итоге ждали еще одну машину, которая только выезжала с города, все переложили. С тех пор – «ученые». Обычно участвуют 10 экипажей. Но многие интересуются, спрашивают. Им интересно, какие планы на ближайшее время. Мечта – объездить весь Казахстан.
– А как жена относится к тому, что вас подолгу нет дома?
– Она всегда со мной. Экипаж, как правило, состоит из пилота и штурмана. В поездках на дальние расстояния незаменим напарник, который выйдет из кабины, чтобы оценить обстановку и поможет с ремонтом и приготовлением еды. Она моя правая рука.
– Как к вам относятся?
– Всем интересно, даже сотрудники дорожной полиции останавливают, расспрашивают и улыбаются. Говорят, тоже хотели бы вот в такое путешествие. И еще джипперы не наносят вред окружающей среде. Ведь философия наших путешествий основана на любви к настоящей, нетронутой человеком дикой природе.
Джипперы не делают просеки в лесу и не мусорят, наоборот – часто убирают поляны за другими. Всегда приятно вернуться туда, где уже был, и не увидеть ни бутылок, ни пластика, ни прочих следов цивилизации – в этом весь смысл.