Пришла пора цветения

26 ноября 2015
0
4211

За окном ноябрь, а на сцене Центра культуры и искусства имени Кадыра Мырза Али распустились цветы – дунгане отмечают День национальной культуры. Девушки в красивых атласных платьях, с веерами в руках исполняют танец. С приветственным словом на родном языке ко всем присутствующим обратилась заместитель дунганского этнокультурного объединения Хабиба Абдузовна Абдуллаева. Вместе с ней гостей праздника приветствовала вдова известного в области дунганина Абдуманапа Каримова Орал Кадыровна. Заместитель председателя областной Ассамблеи народа Казахстана Гайса Капаков попросил почтить память Абдуманапа Каримова стоя.

В своем выступлении он отметил, что дунганское этнообъединение не такое большое, как другие, но, несмотря на это, старается не отставать. Наравне со всеми участвует в работе областной Ассамблеи, организует национальные праздники, представляет особенности дунганского колорита.

– Сегодня с нами нет Абдуманапа, но не сказать о нем пару слов я не могу, – обратился ко всем Гайса Капаков. – Этот человек по-настоящему любил свой народ, старался развивать его культуру, традиции. Долгое время он возглавлял диаспору, и его стараниями было сделано многое. В ЗКО проживают 86 этносов, но дунгане выделяются среди всех своей необыкновенной историей. Мы хорошо знаем дунганский народ, уважаем его за трудолюбие, отношение к земле.

В области дунган немного, около 20 семей, но все они хорошо знают друг друга, потому что являются между собой если не кровными родственниками, то хорошими знакомыми. Корни каждой семьи из одного поселка в Джамбулской области, раньше он назывался Дунгановка, теперь Жалпак-Тобе. Хабиба Абдузовна также родом оттуда.

Зрителям, среди которых ученики школ, студенты, представители культурных этнообъединений был представлен документальный фильм, в котором рассказывалась непростая история дунган.

Они являются выходцами из Китая. В Казахстане проживает около 46 тысяч представителей этого этноса, а в Поднебесной – около 10 миллионов. История их переселения на территорию современной Центральной Азии насчитывает более 130 лет. На исторической родине их называют китайскими мусульманами – хуэйцзу. В Среднюю Азию они прибыли из китайских провинций, спасаясь от преследований маньчжуро-китайских властей. С большими трудностями осуществили пеший переход, постепенно добрались в Казахстан. Покидали Поднебесную в спешке. В дорогу брали только необходимые вещи: одежду, посуду, рабочие инструменты, книги и легенду, согласно которой их народ появился от союза женщин китаянок и арабов мужчин.

– Много лет назад китайскому императору Танской династии приснился сон, в котором он увидел чудовище, пытавшееся убить его. И тут ему на помощь пришел юноша в зеленых одеждах, который расправился со злодеем и исчез, – рассказала легенду Хабиба Абдузовна. – Наутро император приказал созвать лучших толкователей снов, которые объяснили ему, что чудовище – это враги правителя, а юноша в зеленых одеждах – символ религии мусульман, внедрение которой остановит войны. Император немедленно распорядился, чтобы в Китай прибыли три тысячи арабских воинов, которых он принял со всеми должными почестями. Правителю понравились их религия и обряды и он разрешил распространять ислам.

Прошло три года. Пришельцы, ссылаясь на то, что скучают по семьям, захотели вернуться домой. Тогда император решил устроить в столичном парке праздник, на который собрал самых красивых девушек со всех концов страны и велел арабам выбрать из них себе жен. Супружеский союз заключали по магометанской вере, а свадебные церемонии проводились по китайскому обычаю. У дунган и сейчас китайская национальная одежда, преимущественно китайская кухня, и вместе с этим крепкая мусульманская вера.

Орал Кадыровна Каримова о дунганах знает если не все, то много, с традициями и обычаями ее познакомил супруг, с которым она прожила больше 25 лет.

– Из поколения в поколение дунгане работают на земле. Но сейчас многие из них занимаются бизнесом. Народ действительно отличается особым трудолюбием. Развито уважение к старшим. Дунгане воспитаны и набожны. Даже в советское время, когда молиться было запрещено, их предки совершали намаз. И сейчас молодые, и тем более старики строго придерживаются канонов Ислама. Возможно, часть традиций они переняли в Средней Азии, в Казахстане, а может быть, это в крови, – рассказывает Орал.

У дунган необычная для нас кухня, многие блюда схожи с китайскими. Особенный чай – его заваривают прямо в чашке. Сахар не кладут, зато добавляют изюм и орехи. Лагман, манпар, манты, фунчоза. Для кого-то эти блюда – экзотика. А для них – повседневность.

– Всю палитру дунганской кухни можно наблюдать на свадьбе, – рассказала Хабиба. – Вот здесь мы действительно отличились. Торжество отмечают несколько дней, гуляет вся деревня. На свадьбу готовят специальные блюда. Например, обязательно подают дунганские щи – особое блюдо из семи видов котлет. Вообще, дунганская еда никого не может оставить равнодушным. Я сама много лет кормила людей, арендовала столовую и, конечно, в меню были блюда дунганской кухни.

Организовывать концертную программу помогли студенты и школьники. Квартет девушек «Әдемай» педагогического колледжа исполнил песню на дунганском языке «Мама». Как потом сказала Хабиба, ошибок в произношении практически не было, хотя язык сложный. Танцевальный ансамбль этого же колледжа исполнил танец, руководитель Раушан Куанышкалиева.

Маленькие участницы танцевального ансамбля «Гүлдер» исполнили японский и уйгурский танцы. Сердца зрителей девочки покорили не только хореографией, но и красивыми нарядами.

В конце праздника на сцену были приглашены Орал Кадыровна Каримова, руководитель Дома Дружбы Александр Кумарович Ажгалиев, руководитель танцевального ансамбля медицинского колледжа Гульмира Джолдыбаева, руководитель танцевального ансамбля «Гүлдер». Гульден Хафизова, ведущая концерта Асель Ериковна Касымгереева. Им вручены благодарственные письма за активное участие в общественной жизни ЗКО и огромный вклад в развитие дунганской культуры.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top