Прифронтовая зона

12 ноября 2015
1
3817

(Продолжение. Начало в № 45)

Памятник на станции Шунгай22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Добровольцами попали на фронт из Урдинского района 4 613 человек, не вернулись – 3 028. Из них – 2 963 рядовых и младших командиров, 653 офицера.

18 октября фашистские самолеты бомбили станцию Шунгай.

Убиты на разъезде №390 (Сайхинский с/о) 22 октября 1942 г. при бомбежке младший начальствующий и рядовой состав 235-й огнеметной танковой бригады 64-й Армии Сталинградского фронта:

1. Задорожный П.Ф.
2. Паневин И.И.

На станции Шунгай в этот же день погибли воины 235-й огнеметной танковой бригады:

1. Танташев Г.Ш.
2. Чистяков Ф.И.
3. Башкиров И.Ф.
4. Городничий С.И.
5. Нягин К.Г.
6. Корсантия Г.Б.
7. Тамбовцев Н.С.
8. Корчагин И.Я.
9. Липко П.П.
10. Булатенко Е.В.
11. Никушин Н.М.
12. Селиванов Е.В.

Также погибли на этой станции в этот день рядовой и младший состав 46-й отдельной железнодорожной бригады:

1. Лозовой Ф.Ф.
2. Зацепин Е.Н.
3. Иванов И.Д.
4. Озерной И.Е.
5. Кобляков С.И.

Красноармеец железнодорожных войск Степного фронта П.С. Филонов похоронен на станции Шунгай.

В этот же день бомбили разъезд №365 Сайхинского сельского округа.

23 октября 1942 года в районе разъезда №358 убит во время налета вражеской авиации красноармеец 46-й отдельной железнодорожной бригады Э. Адельхан.
27 октября самолеты с крестами снова бомбили станцию Шунгай.

30 октября 1942 года при бомбардировке поезда по дороге в г. Астрахань между станциями Шунгай и Сайхин погиб интендант 3 ранга 15-й отдельной саперной бригады Управления оборонительного строительства Донского фронта Силин П.С.

3 января 1943 года погибли красноармейцы 113-го отдельного восстановительного железнодорожного батальона Цыпленков И.П., Никитин Н.П., Жанбеков У., Кожахметов А., Белов П.А. на станции Шунгай Рязано-Уральской (Приволжской) железной дороги.

На разъезде №340 (Сайхинский с/о) похоронен гвардии рядовой 13 гвардейской стрелковой дивизии 11 гвардейской отдельной автороты Скворцов Б.К.

Такие братские могилы есть на разъездах и станции Джаныбек Джаныбекского района.

Налетам авиации противника подвергались станции Шунгай, разъезд № 358 (в 15 км южнее Шунгая), колхозы «Еңбек», имени Ворошилова и Калинина, Урдинский лесхоз и другие хозяйства и села Урдинского района. В них были разрушены или повреждены здания школ, больниц, клубов. Только Шунгайский мясосовхоз этого района потерял материальных ценностей на сумму, превысившую 1,5 млн. руб.

Значительно пострадала семья колхозницы Матрены Ивановны Конёвой: прямое попадание бомбы превратило в руины дом, надворные постройки, уничтожило часть скота и птицу (общая стоимость ущерба 57,4 тыс. руб.), под обломками дома погиб сын, а сама М.И. Конёва стала инвалидом.

Во время одного из налетов под удар фашистских бомбардировщиков в районе станции попал эшелон с боеприпасами. От детонации и пожара стали рваться снаряды и гранаты. Чудовищный фейерверк продолжался несколько часов, и восстановителям пришлось потратить немало времени, чтобы растащить составы разрушенных вагонов и искореженные рельсы, сделать насыпь и вновь пустить поезда. Однако часть снарядов и гранат, разбросанных взрывами, уцелела и была засыпана землей. Один из таких снарядов обнаружили только осенью 1986 г. Прибывшие по вызову саперы во главе с капитаном В. Спильником извлекли и обезвредили его.

Сильные удары с воздуха враг нанес по станции и поселку Джаныбек – центру одноименного района. Первый групповой налет на Джаныбек немецкие бомбардировщики совершили 3 октября. От осколков авиабомб погибли в тот день десять человек, столько же получили ранения. Сгорели цистерны с горючим, несколько пустых вагонов, склады с маслом и оружием, было разрушено здание районного отдела НКВД. 7 октября фашисты повторили налет на станцию, а 8-го бомбили ее дважды. Взрывом одной из бомб повреждена была железнодорожная водонапорная башня. Рабочие стянули ее металлическими поясами и она до сих пор как раненный солдат стоит на боевом посту.

В райцентре в основном в первые дни октября были разрушены десятки жилых домов, почтовое отделение и радиоузел, мельница, здание пункта «Заготзерно», пострадали имущество и строения отделения госбанка, казахской и русской средних школ, райзем-отдела, потребсоюза и других организаций и учреждений. Общий ущерб превысил 1247 тыс. руб.

В результате бомбардировок на станции Джаныбек было заблокировано несколько эшелонов с грузами для Сталинграда. Чтобы отправить скопившиеся на станции поезда и предотвратить еще более тяжелые жертвы и потери при вполне вероятных последующих налетах противника, железнодорожники Джаныбека решили 9 октября объявить воскресником: восстановить пути и пропустить эшелоны в Сталинград и оттуда. На работу вышли не только путейцы, но и многие жители райцентра, в том числе домохозяйки и школьники.

Работали дружно, старательно и не сразу заметили приближение опасности. Фашистские самолеты появились над станцией и улицами поселка внезапно, обрушили на работавших град бомб и на бреющем полете обстреляли из пулеметов. На рельсах или вблизи от них погибли 40 человек.

Отчеты штабов МПВО, сверенные с документами штаба и частей Сталинградского корпусного района ПВО, позволяют сделать вывод, что всего на железнодорожные перегоны в пределах Казахстана части люфтваффе совершили около 20 налетов, на Шунгай – 24, Сайхин – 36, Джаныбек – около 40. При этом погибло, по неполным данным, не менее 300 мирных жителей и военнослужащих, примерно 250 человек были ранены. Материальный ущерб – стоимость разрушенных домов, производственных и социально-бытовых сооружений и выведенного из строя оборудования и имущества – только по Джаныбекскому и Урдинскому районам составил 7161,7 тыс. руб.

Эффективными оказались меры, так называемой пассивной обороны – эвакуация людей и материальных ценностей, а также строительство ложных объектов, отвлекавших внимание, силы и средства противника. Эвакуация была применена в Джаныбеке. Руководство ею было возложено на первого секретаря райкома партии М. Абдрахманова, председателя райисполкома Бутанова и представителя облисполкома Е.А. Усову. Они срочно определили села и аулы для размещения эвакуируемых коллективов и населения, порядок эвакуации. Назначили из членов бюро райкома партии и райисполкома своих представителей в каждый коллектив. В Джаныбеке остались только райком партии, райисполком, военкомат, отдел НКВД и узел связи, но и они переехали из своих зданий на окраины поселка, в небольшие дома на улицах Степная и Революционная.

Всесторонность подготовки, четкость проведения эвакуации, возросшая дисциплина и чувство ответственности дали свои плоды: трудовые коллективы, члены семей их работников, основное имущество и документы были вывезены в течение одного дня. С помощью местных жителей разместили людей, приспособили выделенные помещения для оборудования и имущества и приступили к работе, хотя условия труда и жизни ухудшились почти у всех.

Артель инвалидов «12 лет Октября» обосновалась в колхозе «Жаңа өрнек», в 15 км от станции Джаныбек. Многим рабочим-инвалидам спать и питаться приходилось в тех же помещениях, где и трудились, но никто не роптал: все понимали и временный характер трудностей, и крайнюю необходимость своевременного выпуска сапог и валенок для защитников Сталинграда. И на новом месте артель выполнила все задания в срок.

Русская средняя школа разместилась в здании магазина колхоза «Ленин жолы». В одной комнате занимались одновременно несколько классов. Срывов уроков не было, а в свободное время и учащиеся, и учителя шили рукавицы, вязали носки для фронтовиков, выступали с концертами художественной самодеятельности перед ранеными подшефного госпиталя.

Многие школы области с первых дней войны выступили с инициативой в дни каникул, а также в свободное от учебы время работать на колхозно-совхозных полях, животноводческих фермах, сенокосных угодьях. 6 декабря 1941 года облисполком и бюро обкома партии принимают совместное решение об организации обучения сельскохозяйственным работам учащихся школ области. В школах начинается изучение учащимися старших классов (8-10 классы) тракторов и комбайнов. Так, только из средней школы имени М. Горького (Жангирхана) Урдинского района в 1942 году 60 учащихся занимаются в различных кружках, где обучаются сельхозработе, из них 20 овладевают специальностями шоферов, трактористов и комбайнеров. Организатором кружка явился Ахметфаиз Юсупович Тажетдинов, ветеран гражданской войны, заслуженный учитель Казахстана, основатель Бокейординского историко-музейного комплекса.

За первые пять месяцев войны 45 человек, в том числе 33 комсомольца, прошли подготовку в Саралжинской машинно-тракторной станции Джангалинского (Урдинского) района. Комсомольцы Умбетова, Гиззатова и другие научились управлять трактором.

Комсомольские организации области возглавили подготовку молодежи к труду и обороне. Хорошие итоги показал летний кросс 1942 года. Лучшие результаты этой массовой работы дала комсомольская организация Урдинского района (секретарь Нимухамбетов).

Несмотря на трудности военного времени и бомбежки, трудящиеся Урдинского района, воодушевленные героическими подвигами мужественных воинов Сталинградского фронта, послали им 280 пудов мяса, 22 пуда масла, свыше 280 пудов зерна, 245 штук битой птицы, папиросы, табак, одеколон и другие подарки. В ответ начальник политуправления Сталинградского фронта прислал в адрес Урдинского райкома партии следующую телеграмму: «По поручению Военного Совета Сталинградского фронта политуправление просит передать трудящимся вашего района наше красноармейское спасибо за отеческую заботу и передать наш фронтовой привет».

Стойко переносили трудности и лишения, беззаветно выполняли свой долг перед страной и ее защитниками все жители прифронтовых областей Казахстана. Особую благодарность заслужили те, кто остался на своем посту и фактически во фронтовых условиях работал на победу. Это, в первую очередь, коллектив связистов Джаныбекского узла связи во главе с начальником районной конторы М.В. Паршевым. Во время одного из налетов вражеская бомба взорвалась рядом со зданием узла связи. Все воздушные линии связи были порваны, аппараты вышли из строя, а телефонистки М.В. Мололкина и А.И. Корадова были контужены. Никто из связистов не покинул своего поста. Монтер М.Ф. Ломакин еще под огнем немецких самолетов срастил порванные провода, другие оперативно восстановили аппаратуру. После боев все работники узла связи были награждены медалями, а М.В. Паршев – орденом «Знак Почета».

В самых трудных условиях пришлось работать железнодорожникам. Достаточно сказать, что за 5 месяцев 1942 г., с июля по декабрь, на линии Урбах-Астрахань и Саратовском узле от фашистской авиации погибли 1393 и было ранено 1800 железнодорожников, повреждено более сотни паровозов и свыше трех тысяч вагонов. Военный совет Сталинградского фронта 8 октября 1942 г. принял специальное постановление о повышении живучести магистрали и обеспечении непрерывности движения поездов.

На случай разрушения станционных путей предписывалось строить обходные пути и линии связи. Кроме того, на всех станциях от Урбаха до Астрахани и от Верхнего Баскунчака до Паромной надлежало построить в земле и на удалении в 250-300 м от имевшихся или разрушенных зданий командные пункты. Для укрытия стрелочников, поездных и вагонных бригад, других железнодорожников и пассажиров прямо у путей следовало отрыть щели. Для ускорения восстановления разрушений (мелкие повреждения в 2-часовой срок, а более серьёзные за 5-6 часов) постановление предписало более рационально разместить вдоль магистрали имеющиеся силы и средства механизации, заранее разработать проекты восстановления мостов, создать необходимые запасы рельс, шпал и других материалов, разобрав на эти цели, в случае необходимости, второстепенные станционные пути и тупики.

Выполнение постановления Военного совета фронта легло на плечи работников Рязано-Уральской железной дороги и воинов 15-й железнодорожной бригады полковника В.В. Безвесильного, удостоенного в 1943 г. звания Героя Социалистического Труда.

Общими усилиями коллективов магистрали, личного состава железнодорожной бригады и населения прилегающих районов в короткие сроки были проложены обходные и удлинены станционные пути, построены новые разъезды и остановочные пункты. Эти меры дополнялись организацией движения поездов «пачками» вначале в одну сторону, потом в другую, выставлением наблюдателей на каждом километре пути.

(Продолжение следует)

Автор: Айбулат Курумбаев,
магистр истории, п. Сайхин, ЗКО

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top