Помнить: мы все здесь живём
Одна интереснее другой проходили девушки по подиуму, демонстрируя одежду и аксессуары. Конечно, костюмы не подойдут для жизни, они из газет, журналов, карточек сотовой связи, пластика и так далее, но как оригинальны идеи, как необычны модели, дизайн! «Если не мы на глянце, то глянец на нас!» – так называлась одна из коллекций, вызвавшая бурные аплодисменты жюри и болельщиков.
Так проходил конкурс «Экологический марафон» на базе СОШ №4.
Замечу, уже в пятый раз, правда, с небольшим перерывом, поскольку, как мне объяснили, в последнее время экологических мероприятий среди школьников проводится много. В основном они инициируются гороно и городским центром детского и юношеского туризма и экологии «Атамекен» при поддержке и непосредственном участии учителей биологии и учащихся средних образовательных школ.
В этот день в школе царил творческий кураж, азарт и интеллектуальные «разборки», еще бы, требовалось подготовиться к пяти конкурсным заданиям, некоторые – завершить в течение тридцати минут и защитить по ним так называемые проекты. Но ребятам, занимающимся вопросами экологии, не привыкать к подобным состязаниям. В этот раз были задействованы двадцать школ с шестого по десятый классы.
Торжественное открытие не прошло без лирической ноты – песни Аллы Пугачевой, актуально и живо обратившей внимание слушателей на проблемы окружающей среды.
«…Расскажите птицы, времечко пришло,
Что планета наша – хрупкое стекло,
Чистые березы, реки и поля,
Сверху все это нежнее хрусталя.
Неужели мы услышим со всех сторон
Хрустальный звон, прощальный звон?…»
Подчеркнул значимость темы С.И. Шантемиров, заместитель директора городского центра детского и юношеского туризма и экологии «Атамекен», расставив акценты на том, что подрастающее поколение обязано смотреть вперед и уже сейчас проявлять заботу о себе, поскольку экологическая обстановка ухудшается.
Действительно, ни для кого не секрет, с ростом научно-технического прогресса человек все больше вмешивается в природу, к сожалению, нанося невосполнимый урон во всех сферах жизни, начиная с исчезновения растений и животных до ухудшения образа жизни. Загрязнение воздуха, воды, почвы, оскудение и нерациональное использование природных ресурсов, недр, повсеместное применение химических веществ, пестицидов, техники, выделяющей радиацию, даже элементарных освежителей воздуха… Увы, этот перечень бесконечен, и значимость подобных мероприятий нельзя недооценивать.
Организаторы конкурса ставили целью формирование целостного представления о среде обитания, воспитание эстетического и нравственного отношения к ней, выработку ответственности за экологическое благополучие, ресурсосбережение, воспитание гражданской позиции и умение решать проблемы. Надо сказать, что для определенной категории учащихся – старшеклассников эти вопросы не новы. Так, к примеру, СОШ №23 является пилотной по области по программе «Зеленый пакет», затрагивающей вопросы охраны окружающей среды и энергосбережения, где учащиеся проводили мониторинг освещения, вентиляции, содержания углекислого газа и прочего в классах, и не понаслышке знают, в каких условиях они учатся, а также о необходимости модернизации учебных заведений.
Перед шестиклассниками – командами из трех человек – была поставлена задача: на куске ватмана нарисовать рисунок под названием «Мои соседи по планете», призванный не разрушать окружающую природу, с которой человек неразрывно связан. После «старта» все устремились к выполнению задуманного, времени отводилось немного – полчаса. Занятно было наблюдать за тем, как они трудились. Одни не могли определиться в первоочередности задач, другие разделили ватман на участки, и через несколько минут появились река, руки человека, зверушки. В этом конкурсе места распределились следующим образом: 1 место – СОШ №16, 2 – СОШ №5, 3 – СОШ №41.
С домашними заготовками работали седьмые классы. Их конкурсное задание «В союзе с природой» заключалось в создании коллажа, где использовались всевозможные средства: бумага, кожа, нитки, ткани и так далее, и вот уже на глазах распускался ярко-сочный цветок или раскрывала крылья прелестная бабочка. Победители: СОШ №9, 23, 16.
Более серьезное задание стояло перед восьмыми классами – нарисовать плакат на тему «Энергосбережение как образ жизни». Честно сказать, не каждый взрослый-то сможет сходу воплотить идею, однако у ребят было время подготовиться заранее, и им не в первой задумываться над этим: на уроках биологии или в экологических кружках отводятся часы на подобные серьезные задачи. В качестве подсказки служило пояснение: в домах, в школе, на производстве мы встречаемся с утечкой водопроводной воды, тепла и тому подобного. Тут пришлось покорпеть. И если младшие школьники свои задания решили более слаженно и содержательно, то здесь некоторые коллажи вызывали вопросы и требовали доработки.
Кроме того, каждая работа завершалась презентацией и обоснованием перед жюри, где надо было еще и грамотно изложить суть. Работа в команде – это целое искусство, один может выступать идейным вдохновителем, другой, к примеру, рисует хорошо, ну а третий уж обязан быть оратором. Невзрачность плаката можно повысить оригинальным и весомым пояснением, выиграв при этом очки. Как позже сказала ведущая мероприятия Юлия Александровна Калашникова, учитель биологии СОШ №23: «Я поразилась мыслям ребят, их словарному запасу, умению логично излагать и убеждать». Впрочем, это отметили и другие педагоги (В числе призеров СОШ №23, 9, 42).
Учащиеся девятых классов поработали действительно творчески, вложив в свои произведения богатую фантазию и ремесло, ибо создать и продемонстрировать на подиуме костюмы из бросовых материалов сумеет не каждый. Именно в этом и заключался конкурс «Отходы в доходы». По правилам, использовать можно было все: журналы, газеты, диски, магнитофонную пленку, крышки от бутылок, нарезные детали из пластиковых баклажек и так далее.
Это задание стало самым зрелищным и завораживающим, оригинальность исполнения и дефиле буквально восхищали. Что и говорить, чаще надо побуждать детей творить собственными руками, самовыражаться, искать пути и решения. По словам Н.К. Ербулекова, заведующего отделом краеведения и экологии центра «Атамекен», эти модели хоть сейчас можно демонстрировать на престижных подиумах. Кто знает, возможно кто-то из девушек и свяжет свой дальнейший путь с соответствующей профессией. Кстати, изготовление костюмов оценивала модельер-дизайнер А.А. Чапурина. Помимо нее в жюри находился председатель ОО «ЭкоДАР» М.К. Мурзагалиев, представители гороно, «Атамекен», других профессиональных учебных заведений, компетентно владеющие темами конкурса (СОШ №5, 23, 4).
Ну и какое массовое мероприятие может обойтись без музыки и песен? Заключительный этап – «Споемте, друзья» – предполагал выступления учащихся десятых классов на тему природы родного края, любимого города, Казахстана. Песен прозвучало много, веселых, задорных, воспевающих Астану, свою страну, народ, однако не совсем отвечающих условию – природе (победители СОШ №26, 13, 22). Произвело впечатление выступление ребят из СОШ №23 – они читали рэп, собственного сочинения. Жюри пришло к выводу, если отшлифовать текст, то песня вполне может стать гимном традиционного «Экологического марафона».