Почерк мастера

5 декабря 2024
0
1101

75 лет исполнилось одному из лучших мастеров в Казахстане по изготовлению домбры, Почетному гражданину Уральска Едиге Куангалиевичу Набиеву. В Областной филармонии прошло торжественное чествование юбиляра. За все время он создал более 200 инструментов. Поздравить юбиляра пришли многие известные музыканты.
– Домбра – мой друг и мое спасение. С ней связана вся моя жизнь, – говорил мастер.

Звук своего инструмента он узнает из сотни, хотя каждый имеет свой неповторимый голос. Мастерству научился более полувека назад. За это время создано столько инструментов, что если все их собрать вместе, хватило бы на несколько оркестров. Он не только изготавливает, но и сам виртуозно играет. Является почетным академиком Казахской Национальной академии имени Курмангазы. Мастер уверен, без абсолютного слуха и умения играть идеального инструмента не получится. А еще он бывший спортсмен. В разные годы работал в областном управлении спорта, возглавлял Центр Олимпийского резерва, занимался организацией спартакиад школьников.

В небольшой мастерской, среди рубанков, напильников, клея и красок рождается музыкальное сокровище, достояние казахского народа. Заготовки, чертежи – все для новых работ. Здесь же поломанные домбры, совсем скоро мастер даст им новую жизнь. Едиге Куангалиевич с каждой домброй обращается как с человеком. Бережно берет в руки, нежно проводит рукой по струнам. Инструмент отзывается.

Мастер признается, сейчас нет такого спроса, как было раньше. Музыкальные учреждения заказывают инструменты в крупных цехах, где работает большой коллектив умельцев, и они гораздо быстрее сделают десяток штук. К тому же на рынке большой выбор «штампованного» товара. Но они гораздо хуже качеством. И звук не такой колоритный, насыщенный и густой, как у тех, что делает мастер.

Работа над одним инструментом занимает больше месяца. Но мастер никогда не торопится. Сначала готовит материал, с которым будет работать. В наших краях это чаще сосна, береза или дуб. Потом приступает к обработке.

Мастерству его учил отец. Вместе с ним Едиге стал восстанавливать разбитые инструменты. Потом решил попробовать сделать сам. Получилось. Вместо дерева – обычные метровые линейки. Их вымачивал, гнул, превращая в спину деки. Работа получилась грубая, но инструмент запел.

– Мой отец был образованным по тем временам человеком, – рассказывал мастер. – Учился в медресе, умел писать и читать, на все руки. С любой проблемой люди шли к нему, просили что-то починить или, к примеру, изготовить сбрую, седло, он все это умел. А я был рядом, помогал.

Уже тогда Едиге думал о том, чтобы звучание его домбры было живым, как у тех инструментов, на которых играли великие исполнители Дина Нурпеисова и Курмангазы, ведь именно оно так завораживало слушателей.

– Раньше на весь аул одна домбра, но ни один большой той, ни просто застолье не обходились без нее. От такой загруженности инструмент ломался, – говорит мастер. – Его чинили, и он снова радовал. Добра – ценность, которую берегли и не каждому давали в руки. Я, чтобы иметь возможность прикоснуться к ней, научился ее ремонтировать.

Играть его тоже никто не учил – сам ловил звуки, вслушивался. Старался запомнить движение пальцев музыкантов. Инструмент создавать или просто ремонтировать сложно. Нужно иметь не только золотые руки, но внутреннее чутье. Корпус, дека – не главное, нужно, чтобы в домбре проснулась душа.

Исследователи утверждают, хороший инструмент может прослужить до сотни лет. Прототип нынешней домбры появился более четырех тысяч лет назад. Им пользовались еще сакские и гуннские племена. Для казахского народа домбра – настоящая реликвия. Она почитается не одно столетие. На ней виртуозно играли любимцы кочевников – кюйшы.

Едиге выступал в концертном зале Астана-опера, где солировал под сопровождение главного республиканского оркестра имени Курмангалиева. Традиционно в Казахстане проходит конкурс мастеров по изготовлению домбры. Лучшие мастера представляют десятки работ. Главная цель – не просто популяризация национального музыкального наследия. Специалисты ратуют за сохранение секретов самих мастеров. К сожалению, ремесло изготовления домбры становится редким. У каждого свой подход и свои тонкости, которые теперь не держат в секрете.

– Одну и ту же деталь каждый готовит по-своему. Поэтому и инструменты звучат абсолютно по-разному. Сейчас на рынке можно увидеть изделия, украшенные различными орнаментами, но звучание плохое. Я бы сказал им: совсем далеко до звука настоящей домбры. Но многие не понимают, покупают, скорее всего, чтобы преподнести в качестве подарка, как сувенир, – говорит мастер. – На ней и играть никто не будет, просто пылится на стене. Стоит такая работа недорого, а вот хороший инструмент может уйти и за 200 тысяч тенге, и дороже.

Едиге Набиев любит все, что связано с домброй. С удовольствием проводит мастер-классы. Рассказывает, как в старину мастера делали музыкальные инструменты, что современная домбра резко отличается от той, на какой играли наши предки. Тогда даже струны были из натурального материала, из овечьих или козьих кишок, к тому же никакие резонаторы не ставились, «играла» вся крышка. Нынче же струны натягиваются до самой высокой ноты, чтобы инструмент мог играть в оркестре. Но если сам мастер может узнать свою домбру по звуку, то просто обыватели – по скромному автографу, написанному гелевой пастой на «спине» инструмента: «Едиге Набиев. Орал».

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top