Почему агрессия?
О феномене подростковой агрессии мы поговорили со старшим инспектором ювенальной полиции Уральска Мадиной Ербулатовной Куспановой.
– Мадина Ербулатовна, создаётся впечатление, что несовершеннолетние стали более жестокими…
– Мы видим, что растёт уровень насилия в фильмах, в СМИ. Встречается домашнее насилие, которое оказывает огромное влияние на психику ребёнка.
Если мы говорим о несовершеннолетних, то нельзя не учитывать физическую составляющую. Это подростковый период. Именно в это время ребята чаще всего ведут себя несдержанно и совершают неконтролируемые действия в отношении окружающих. Если избежать этого невозможно, то родителям можно постараться проконтролировать поведение ребенка. Они должны быть более внимательными, больше проявлять любовь и заботу, стараться сохранять доверительные отношения. И ни в коем случае не нападать, а выслушивать, считаться с мнением и пытаться разобраться.
Часто дети становятся агрессивными из-за неблагополучия семьи. Если ребёнок дома постоянно наблюдает домашнее насилие, например, со стороны отца по отношению к матери, то потом для него агрессия будет единственным способом проявить себя в обществе.
– Оказывают влияние интернет, компьютерные игры?
– Безусловно. Вся негативная информация, которая сейчас размещается в социальных сетях, так или иначе влияет. Драки, убийства, кровь в играх, все это приводит к неконтролируемым приступам агрессии. Родители должны пристально следить за тем, что смотрит их ребёнок, какую информацию он потребляет, на какие сайты или в какие сообщества заходит. Конечно, это не означает, что нужно полностью ограничить доступ к интернету или соцсетям, потому что это может дать обратный эффект. Но быть в курсе интересов своего ребёнка и той информации, которая его окружает, необходимо. Подростки все очень чувствительны и уязвимы, они находятся на стадии формирования личности, и если они будут поглощать большими порциями негатив, он может стать основной базой в становлении их характера.
– А с чем связано стремление подростков снимать на видео драки и разборки?
– На мой взгляд, подобными вещами занимаются подростки определённого типа личности. Но утверждать точно я здесь не могу, так как в таком возрасте личность только формируется. Возможно, это попытка транслировать свою жизнь в массы, делиться происходящим с обществом, показывая, «какой я крутой». То есть, возможно, это попытка проявить себя, получить признание.
Зачастую дети воспринимают конфликт или драку как кино с живыми участниками. На самом деле все они реагируют по-разному: кто-то будет подначивать и снимать, кто-то отвернётся и молча пожалеет, кто-то пойдёт пожалуется. Реакция ребёнка во многом зависит от его воспитания и нравственных устоев. Но кроме того, всегда есть фактор страха, боязнь того, что, если заступишься, агрессор может переключиться на тебя. Срабатывает элементарный инстинкт самосохранения.
– Как правильно себя вести родителям, чтобы помочь детям-жертвам насилия – восстановиться?
– Я считаю, здесь должны быть задействованы не только родители, но и учителя. Потому что они чаще всего являются свидетелями агрессии в школе, всё происходит на их глазах, они видят, какие взаимоотношения у детей в классе и кто как относится друг к другу. Именно учителя могут вовремя заметить, что назревает конфликт, и постараться его предотвратить.
Что касается родителей, то здесь очень важно слушать ребёнка, поддерживать его и принимать его сторону во что бы то ни стало. И, конечно, пытаться разобраться в сложившейся ситуации. Но только не так, как это принято у многих: приходить в школу, ругаться, «качать права». Необходимо искать корень конфликта, причину, почему дети так себя повели. Нужно разговаривать, но не только с жертвой агрессии, а с обидчиком тоже, чтобы понять, почему он так поступает, что является причиной его агрессии. Ведь чаще всего это тоже травмированные дети с внутренними проблемами, с которыми надо работать.
В целом я думаю, что родители и учителя, инспектора ювенальной полиции должны быть союзниками, чтобы вовремя замечать и предотвращать конфликт, чтобы он не привёл к необратимым последствиям.
– Ребёнок – агрессор. По каким признакам можно это определить?
– Есть разные виды агрессии. Например, скрытая и открытая. Если говорить об открытой, то её показатель – когда ребёнок начинает наносить вред окружающим людям, ломает предметы. Бывает, что такие дети пытаются через агрессию показать свой авторитет. Если подростку не удаётся заполучить всеобщее внимание, то он может прибегнуть к вредным привычкам: курению, употреблению алкоголя. И даже воровать деньги у родителей, чтобы произвести впечатление на одноклассников.
Кроме того, у ребёнка с открытой агрессией часто меняется настроение, на это тоже должны обращать внимание.
Что касается скрытой агрессии, то здесь дети держат все эмоции в себе. Они тихие, скромные, ни с кем не делятся переживаниями, со всем соглашаются и не спорят. Это очень опасно, так как негативная энергия внутри подростка ищет выход наружу. И однажды может просто случиться нервный срыв. И если под руку попадётся кто-то из одноклассников или друзей, они могут стать жертвами этого приступа агрессии.
С другой стороны, если негативная энергия не найдёт выход, нервный срыв может перерасти в длительную затяжную депрессию и в итоге вылиться в невроз, с которым возможно будет справиться уже только при помощи специального лечения.
– Если есть признаки чрезмерной агрессии, куда можно обратиться?
– В первую очередь, к психологу. Если родители понимают, что их ребёнок агрессивен, не нужно запускать этот процесс, нужно сразу же обращаться за помощью к специалистам. Этого не нужно бояться, потому что бывает так, что одного или двух визитов к психологу уже вполне достаточно. Родители совместно со специалистом находят причину, почему ребёнок так себя ведёт, и понимают, какие действия нужно предпринять и как вести себя в дальнейшем.