По мановению палочки

25 мая 2023
0
2548

Бабочка, фрак, дирижерская палочка, ноты – внешние атрибуты, без которых на сцену он не выходит. Асхат Хасанов, главный дирижер и художественный руководитель Западно-казахстанского камерного оркестра и дирижер эстрадно-симфонического оркестра акима ЗКО, больше 10 лет посвящает себя этой профессии. За плечами консерватория и поиск своего призвания.

У музыкантов есть такая шутка: «Оркестр играет хорошо – хороший оркестр, играет плохо – плохой дирижер». Дирижер – организатор, на нем вся ответственность. Мастер должен знать, как синхронизировать музыкантов, в какой момент каждого из них поддержать. Должен знать историю и возможности всех инструментов. Асхат с многочисленными задачами справляется.

Он родом из Акжайыкского района, поселка Жайык. Музыкальной школы в населенном пункте не было, но музыка в его жизни присутствовала с раннего детства. На нескольких инструментах играл отец, мама, окончив музыкальное училище, работала в сельском клубе и даже создала ансамбль. Талант сына она разглядела сразу.

– Ребенком я на слух подобрал один из кюев. Через какое-то время мама ввела меня в состав своего ансамбля, – вспоминает Асхат.

К себе Асхата пригласила старшая сестра, сегодня известная артистка областной филармонии Жанылсын Хасанова. Она же настояла на том, чтобы он поступил в музыкальный колледж.

Еще учась в школе, Асхат всерьез увлекался гитарой, но в колледже выбрал класс контрабаса. Его педагогом был Крымгерей Кажимович Кажымов – заслуженный деятель Республики Казахстан, основатель и первый дирижер Западно-Казахстанского оркестра народных инструментов им. Даулеткерея. Четыре года учебы для молодого человека пролетели незаметно, хотя в самом начале учебы возникли трудности.

– Контрабас – большой инструмент – огромный гриф, отсутствие ладов. Чтобы освоить его, мне пришлось приложить немало усилий, – вспоминает Асхат.

В популярном американском фильме 40-х годов «В джазе только девушки» фигурирует контрабас, там он выглядит неуклюжим и неинтересным. Асхат уверяет, на самом деле это очень важный и серьезный инструмент. И его роль в оркестре неоценима.

– Те, кто далек от музыки, просто не догадываются, что именно контрабас является гармонической и ритмической основой оркестра. Именно он задает импульс игре, – рассказывает дирижер.

Сразу после окончания колледжа Асхат поступил в Казахскую государственную консерваторию им. Курмангазы в Алматы. Параллельно с учебой трудился.

– Работать я стал еще учась в музыкальном колледже, меня приняли в оркестр народных инструментов им. Даулеткерея, параллельно числился в городском ансамбле скрипачей. А на четвертом курсе еще играл в эстрадно-симфоническом оркестре под управлением Александра Шевелева, – рассказывает Асхат.

Учась в консерватории, работал в Государственном академическом театре оперы и балета им. Абая, затем в Государственном симфоническом оркестре. В коллективах №1 в стране он получил колоссальный опыт. В их составе юный музыкант посетил многие страны, участвовал в гастрольных турах в Германии, Англии, Италии.

После окончания третьего курса, в 2010 году получил приглашение в Актау. Музыканту предоставили работу и квартиру: тогда он уже был женат.

– Не хотелось оставлять людей, с которыми я уже сработался, но Алматы не мой город. Он слишком шумный, суетный, а я все-таки провинциал. Мне важно находиться в спокойствии и гармонии, и чтобы ничто это не нарушало. В Актау и Уральске ритмы другие.

В Актау он прожил два года, работал в местных оркестрах и за это время освоил еще один инструмент – баритон, действуя в военном оркестре. В Уральск приехал по приглашению директора областного камерного оркестра Гульжан Тулежановны Алиевой. Впрочем, его никогда не покидало ощущение, что когда-нибудь он вернется на малую родину, в Уральск.

– В то время приглашенный дирижер из Астаны уехал, – рассказывает Асхат. – У меня был какой-то опыт, я стал подсказывать и где-то даже руководить, меня заметили и предложили пульт дирижера, правда, я тогда отказался, поскольку понимал, что дирижирование – это особое мастерство. Дирижер – прежде всего высококлассный музыкант. Но руководство настаивало, и я все-таки согласился. Но, до этого уже изучал основы дирижерского искусства, читал много учебной литературы, просматривал мастер-классы.

Сегодня Асхат знает стиль игры каждого исполнителя, заботится об эмоциональном настрое музыкантов оркестров, и такие технические моменты – как составить и состыковать расписание и раздать ноты – тоже на нем. У него демократический стиль работы. Общаясь с членами оркестра, не ставит себя выше других, считая себя равноправным членом команды. Ему комфортно, когда комфортно коллегам.

У любого дирижера есть правила: он не должен забывать, обязать знать и не может опаздывать. Асхат их придерживается.

В 2018 году камерный оркестр стал лауреатом первого республиканского фестиваля «Әуен fest». Среди лучших камерных оркестров республики занял третье место. На республиканском фестивале им. Тулепбергена Абдашева, знаменитого казахстанского дирижера, оркестр также стал лауреатом и вошел в тройку лидеров.

График работы – плавающий, все зависит от концертов, репетируют как отдельно с каждым музыкантом и группой, так и со всем оркестром. Находясь в постоянном поиске нового, Асхат включил в струнный состав камерного оркестра казахские фольклорные инструменты, затем перуанский кахон. Над аранжировкой работает сам. Придумывая, не боится экспериментов.

– Сейчас модны саундтреки, мы тоже не остались в стороне, – рассказывает он. – Получилось довольно интересно, публике, особенно молодой, понравилось. Меня радует, когда в зале сидит молодёжь. И мы стараемся её привлечь.

Недавно во Дворце искусств «Атамекен» состоялся творческий концерт Асхата Хасанова. В концертной программе известные солисты – Айбар Хайырханов, Жанылсын Хасанова, Аксулу Жумалиева, Ернар Умирали, Еркин Утегенов, Галина Калашникова.

Зрители смогли насладиться гармонией различных инструментов, таких как флейта, скрипка, домбра, контрабас, аккордеон – с оркестром.

В программе вечера представлены сочинения великих: А. Вивальди, И.С. Бах, Н. Паганини, король вальса Ю. Штраус, композиторы ХХ века С. Майерс, Р. Гальяно, казахский композитор-классик – Э. Усенов и другие произведения.

На протяжения всей концертной программы слушателей погрузили в водоворот необычных произведений в исполнении талантливых музыкантов Западно-Казахстанского камерного оркестра.

Не без гордости Асхат рассказывает, что династия семьи Хасановых разрастается. Учится в консерватории в Алматы, где когда-то учился Асхат, его племянник, сын старшего брата. Дочь на втором курсе музыкального колледжа им. Петра Чайковского. Асхат такой смене только рад.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top