Плоды обучения

29 ноября 2018
0
2137

Плотницкая уральского политехнического колледжа. Запах древесины, столярные станки, в том числе и суперсовременные. Вдоль стен – доски, брусья, рейки. Занятия у будущих столяров закончились, осталась лишь пара ребят. Второкурсник Роман Давыдов затачивает инструменты, с которыми работал.

Он один из немногих студентов, кто способен разбить стереотипы – в бывшие ПТУ идут те, кого нигде не взяли. Школу окончил на твердые четверки, владеет английским. Собирается выучить еще один язык. Родители надеялись, что сын после школы поступит в институт, но он захотел стать столяром. Правда, на одной профессии останавливаться не собирается: в будущем получит еще одну рабочую специальность.

– Мне нравится работать с деревом, – говорит он. – В школе на уроке труда научили пилить и строгать. Своими руками уже делал полочки, подставки, ремонтировал стулья. Не знаю, кто и зачем сюда приходит, а я хочу многому научиться.

Статистика подтверждает, последние несколько лет выпускники школ с высокими баллами поступают в колледжи. И это понятно: зарплата рабочего заметно выше, чем у специалиста с высшим образованием. К тому же, еще учась в колледже, можно подрабатывать.

Топ рабочих специальностей не меняется – в спросе повара, плотники, слесари, машинисты, сварщики, электрики, газовики, парикмахеры. Эти профессии занимают лидирующие позиции в рейтинге востребованных. Роман тоже уверен, что без работы не останется.

Предприниматель Руслан Беккужин молодых специалистов на свое предприятие не берет. Его не устраивает уровень их подготовки.

– Знаний кот наплакал, – возмущается он. – Некоторые не знают элементарного: с какой стороны подойти к инструменту, но вот условия труда и размер оклада обсуждать не стесняются.

Представители профессиональных учебных заведений с таким категоричным заявлением в корне не согласны. Уверяют, знания студентам они дают, и оборудованные всем необходимым мастерские не простаивают. Только любые знания, полученные в образовательных учреждениях, необходимо закреплять на практике. Там атмосфера другая – рабочая. По ходу дела у практикантов возникают вопросы, в которых будущий специалист еще не разбирается, а значит, должны помочь наставники. Хотя не отрицают, есть такие ученики, за которых порой бывает стыдно.

Павел Александрович Судаков мастером в этом колледже работает больше 25 лет, выпустил не одно поколение учеников. Многие из них трудятся по специальности, но есть и такие, кто давно переучился. Он сам когда-то сидел за этими же партами. После армии предложили преподавать.

С мальчишками общий язык находит, они его слушают. Но вот усердие, признается он, есть не у всех.

– Одному прожуешь, в рот положишь, а он не глотает. И что ты с ним сделаешь, если не хочет, – разводит руками.

Михаил Павлович Горлов, исполняющий обязанности директора уральского политехнического колледжа, вместе с нами прохаживается по производственным мастерским. Здесь все – от гвоздя до маленькой царапины – ему знакомо. Сколько лет уж ходит этими коридорами. Контролирует обучающий процесс и посещаемость студентов, гоняет тех, кто, спрятавшись за угол, решает покурить. Вот и в этот раз замечает первокурсников с сигаретами. Показывает им кулак, те быстро ретируются.

В свое время он тоже получил рабочую специальность. Окончил строительных техникум по специальности прораб. Затем окончил ЗКГУ и пришел работать сюда. У него свое объяснение причин, почему некоторые студенты не имеют никакого стремления.

– Избаловали мы молодежь, – тверд он в своем мнении. – В наше время сама система другая была. Мы работали до седьмого пота, лишь бы мастерами своего дела стать. Я помню, как мне было все интересно, старался вникнуть в тонкости. Сейчас студенты проходят двухмесячную практику за деньги. Если не платят, интереса нет. Без обеда даже практиканты не остаются, есть специальная развозка, которая доставит им горячий обед в любую часть города. И вместо того, чтобы овладевать профессией, они считают дни и заработанную плату.

Политехнический колледж старается шагать в ногу со временем. Недавно введены две новые специальности – монтажник каркаса обшивных конструкций и специалист по сухому методу строительства. Учат обшивать стены гипсокартоном, устанавливать натяжные и подвесные потолки, наносить декоративную штукатурку. Заработать можно приличные деньги, услуги не из дешевых, но это в том случае, если станут мастерами высшего пилотажа. Но кое-что умеют уже сейчас. На областном конкурсе рабочих профессий «Worldskills» по двум номинациям их воспитанники заняли первое место. Теперь поедут отстаивать звание лучших на уровне республики.

Михаил Павлович вместе с мастером Куанышем Бериковичем Нурмухановым, который и подготовил к конкурсу ребят, ведут в ту самую мастерскую, где закрепляются навыки. Такое ощущение, что это не класс, а часть квартиры или помещения, в котором идет серьезный ремонт.

– Вот где они учатся, – говорят педагоги. – Никакой нехватки инструментов или материала, есть все, в том числе дорогое оборудование.

За этим колледжем, как, впрочем, и за другими, теперь не закреплено ни одно предприятие. Но связь с производством не потеряна. На третьем курсе внедряется дуальное обучение. Сейчас в этой системе две группы – газоэлектросварщики и электромонтажники. Расписание, как и положено, утверждают работодатели: 60 процентов обязательной практики на производстве и 40 процентов теории в колледже.

Если есть необходимость, работодатель звонит и сообщает, сколько студентов и каких специальностей может взять на практику. Ребят тут же снимают с занятий и отправляют на производство. И тут им советуют особенно стараться, показать себя с лучшей стороны, ведь после окончания колледжа их могут взять на постоянную работу. Лучшим работодатель выдает подтверждающий документ, свидетельствующий, что их приглашают. То есть руководители все это время присматривают себе специалистов.

Согласно приказу министра образования, после получения дипломов 78 процентов выпускников должны быть трудоустроены. Михаил Павлович уверяет, на самом деле цифры намного выше.
Строительный участок ТОО «Орал полимер». Здесь кипит работа. Подъемные краны, груженные кирпичом машины, рабочие в касках.

Где-то здесь на одном из этажей строящегося здания студенты этого же колледжа выполняют поставленную перед ними задачу. Исполнение контролирует прораб Жаслан Мизанов. Признается, поблажек никому не дает, особенно практикантам, те всегда при деле. Опыт работы с молодежью у строгого прораба уже имеется – до этого из колледжа практику проходили электрики.

– Знания у них есть, – подтверждает он. – Но одно дело голая теория, другое – практика. Наберутся опыта, и из них выйдут неплохие специалисты. Конечно, один знает больше и схватывает все на лету, другой тянет резину. Я сам пришел сюда сразу после института. Опыта не было, учился, начинал с мастера, сейчас прораб. С тех пор прошло шесть лет.

Он звонит по мобильному телефону одному из мастеров, просит отправить к нам ребят, с которыми мы хотим пообщаться. Эльдар, Айдар и Владимир идут не спеша, видно, что не торопятся. А зачем, рабочее время-то идет.

– Вот видите, как их не подгонять, – замечает тут же прораб.

Пока их фронт — работы вспомогательные. График на два часа короче. Но ребята признаются: устают с непривычки, да и холодно уже. Но они стараются, по крайней мере не опаздывают утром.

Владимир в этой компании самый высокий и самый общительный. Рассказывает про учебу в колледже, про работу. Видно, что в целом его все устраивает, еще пару месяцев, и, возможно, он сам станет мастером строительного участка. Именно этому он учится.

Производственная практика протяженностью два месяца – реальная возможность заработать. В среднем за час им начисляют 260 тенге, они уже посчитали: им должны заплатить примерно по 50 тысяч. Для студентов деньги приличные.

– Лучше всего, если, получив диплом, они сразу станут работать по профессии, – говорит Михаил Павлович. – Конечно, трудно адаптироваться, влиться в коллектив, набить руку. Все это получится при условии, если на предприятиях их поддержат. Выделят наставника, который не будет отмахиваться от новичка, а по-отцовски подсказывать и поддерживать морально. И прикипит душой к новому коллективу новый кадр, и уходить никуда не захочет. Государству бы желательно стимулировать работодателей, чтобы они не отказывались от молодых и еще неопытных, а наоборот, приглашали к себе.

На заводе специалистом можно стать только лет через семь минимум. А идеология молодёжи такова: хочу всё и сразу. К тому же, несмотря на то, что станочники относятся к элите рабочего класса, статус этой специальности по-прежнему невысок.

– Чтобы экономика страны развивалась, нам нужен кадровый резерв, поэтому важно объяснять нынешним школьникам, что за рабочими профессиями – будущее, – говорит и официальный представитель «Samruk-KazynaTrust» Лима Диас. – Одна из причин, почему сейчас молодежь не выбирает технические специальности – это неосведомленность и заблуждения по поводу заработной платы, карьерного роста. Играет роль и тот фактор, что родители определяют будущее своих детей по субъективным суждениям. Поэтому важным является профессиональная ориентация.

Но в школах, к сожалению, ей не уделяется должного внимания. В этом учебном году ситуация, возможно, изменится. Старшеклассники будут задействованы в новом проекте. Им уже рассказывают о возможностях и востребованности разных специальностей, приглашают на экскурсии на заводы и предприятия. Там они все увидят своими глазами и определятся, быть может, с будущей профессией.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top