Памятная доска
В текущем году исполняется ровно 250 лет с завершения, пожалуй, одного из самых ярких исторических событий, когда-либо происходивших в 400-летней истории нашего города – народном восстании под предводительством Е. Пугачева. Эхо этих событий на протяжении всего последующего столетия вызывало интерес у выдающихся писателей, историков, художников, благодаря чему в разные годы Уральск целенаправленно посетили А.С. Пушкин и В.Г. Короленко. Юбилейная дата дает повод рассказать об интересном артефакте, информация о котором вряд известна уральцам.
Всем в городе известен музей Емельяна Пугачева в Куренях, это филиал Областного краеведческого музея, размещенного в воссозданном доме Кузнецовых. Подлинного в этом доме осталось разве что пара бревен. И тем не менее это удивительный факт. Время, страшные пожары и люди каким-то образом пощадили этот старейший в Уральске деревянный памятник XVIII века. На фасаде музея висит скромная, из необычного камня мемориальная доска. На ней высечен барельеф Пугачева на фоне скачущих всадников, ниже, красивым петровским шрифтом лаконичная надпись: – «Здесь бывал в 1774 году Емельян Иванович Пугачев, вождь крестьянской войны. 1773-1775 г.». Подобных профессионально и с художественным вкусом выполненных мемориальных досок сегодня в городе не сыскать. Кто автор и каковы обстоятельства ее установки? К сожалению, работники музея вам на это не ответят. Ответ неожиданным образом для себя я нашел в 2005 году, когда в Санкт-Петербурге вышел в издательстве «Аврора-дизайн» альбом-каталог, посвященный ленинградскому-петербургскому архитектору-художнику Владимиру Васильковскому. В альбоме есть фотография этой доски с информацией: автор – архитектор В.С. Васильковский, скульптор Р.В. Мелик-Акопян, год изготовления и установки 1967. Так получилось, что мне повезло встречаться с Владимиром Сергеевичем Васильковским. Случилось это в последние годы его жизни. Тогда Санкт-Петербург активно готовился к своему 200-летнему юбилею. Я работал в Региональном архитектурно-художественном фонде, а Васильковский был приглашен для разработки декоративного оформления Ушаковской развязки у Ушаковского моста. Дело в том, что над художественным оформлением этого моста молодой архитектор работал в далеком 1954 году. Спустя полвека, заслуженному мэтру доверили разработку художественного оформления уже нового виадука. Во время обычных деловых встреч по реализации проекта, запомнилась невероятная ответственность и неудовлетворенность собой Васильковского. Архитектор, будучи большим и редким профессионалом, был абсолютным перфекционистом. Творчество Васильковского удивительно. Жить и работать ему выпало в годы массового функционального строительства, вытеснившего так называемые «архитектурные излишества» прошлого. Но ленинградская архитектурная школа всегда отличалась сохранением и развитием собственных великих архитектурных и художественных традиций, даже вопреки засилью безликого индустриального строительства. Васильковский был ярким примером этого сопротивления. Его мосты, памятники, мемориальные доски узнаваемо петербургские, и сегодня они уже кажутся неотъемлемой частью городского ландшафта. Васильковский был художником в широком смысле. Он много и с увлечением рисовал, причем многие его рисунки полны тонкого юмора и сарказма. Особая сторона его дарования – увлечение керамикой. Он даже вел керамическую мастерскую в Художественно-промышленном училище им. В. Мухиной (ныне академия имени Штиглица). Особенно интересны его красочные тематические серии расписных блюд, посвященных «Декамерону», Омару Хайяму, архитекторам Санкт-Петербурга. А в Пушкинском музее в Санкт-Петербурге хранится отдельная серия из более 20 блюд, посвященная «Капитанской дочке» А.С. Пушкина. Возможно, заказная работа над мемориальной доской Пугачеву в Уральске вызвала особый интерес к этой теме, вдохновив художника на эту серию. К сожалению, неизвестно, был ли Васильковский в Уральске. В советские годы всей монументальной декоративной художественной работой занимались крупные творческие союзы. В них работало много больших профессионалов. По-видимому, к открытию музея Пугачева в Уральске, местный отдел культуры заказал в Ленинграде выполнение мемориальной доски. К заказу привлекли Васильковского. По его проекту выполнил доску в материале ленинградский скульптор-художник Рубен Вагаршакович Мелик-Акопян.
В последние десятилетия уральские фасады буквально заполонили различного вида и сорта и мемориальные доски, фактически обесценив этот вид сохранения памяти о выдающихся личностях и событиях. Не берусь судить о достоинствах людей, коим они посвящены. Но художественный уровень этих изделий запредельно низкий. Причина – отсутствие городского эстетического фильтра, способного привлечь профессионалов к контролю и исполнению не только мемориальных досок, но и всего монументально-декоративного оформления города. В советский период, как видим, в Уральске к этому относились куда ответственнее.
Рустам Вафеев,
архитектор