Отпуск в Крыму
(Продолжение. Начало в № 34-40)
Поднявшись еще выше в горы, мы попали на подворье мужского монастыря Косьмы и Дамиана. Тишиной встретило нас это святое
место, расположенное возле истока реки Альма. Святым верующие его считают потому, что в глубокой древности, во времена Средневековья, здесь жили два брата-бессеребренника – Косьма и Дамиан, успешно занимавшиеся врачеванием людей и животных. Так по крайней мере гласит старая легенда. А еще людей сюда притягивает целебный источник Савлух-Су (с татарского – «здоровая вода»), якобы забивший вскоре после смерти братьев. Говорят, вода в нем никогда не иссякает, даже в самую жаркую летнюю пору, – она поднимается с глубины в две тысячи метров. Холодная, вкусная, она вызывает желание пить и пить её. Многие набирают её в бутылки и другую посуду, предусмотрительно взятую с собой в дорогу.
Мы тоже решили не изменять этой доброй старой традиции. Пока запасались кристально чистой водицей, подходя по очереди к забранному в камень источнику с темным крестом наверху, экскурсовод рассказывала нам:
– Вода помимо всего прочего еще и с большим содержанием ионов серебра. Она помогает при заболеваниях глаз, сосудов, опорно-двигательного аппарата… Были случаи, как рассказывают монахи, когда здешняя вода полностью исцеляла людей от слепоты.
От старого монастыря почти ничего не осталось. В годы Великой Отечественной войны здесь, как и повсюду в Крыму, хозяйничали фашисты. Они все, что можно было, разрушили, сожгли. Единственное, что они не смогли сделать, – взорвать часовенку, возведенную непосредственно над целебным источником. (А мы, оказывается, пили уже отведенную оттуда воду). Несмотря на изрядное количество взрывчатки, заложенной под неё, культовое сооружение устояло, получив лишь кое-какие незначительные повреждения. Секрет такой устойчивости крылся в том, что часовня была сооружена из очень прочного камня, добытого в свое время на вершине знаменитой Медведь-горы.
Двери часовенки распахнуты настежь, и немногочисленные посетители неторопливо входят и выходят оттуда. Я тоже последовал за людьми. Какая-то женщина, видимо из местных служительниц, продает маленькие иконки, крестики, какие-то ароматные масла в мизерных стеклянных флакончиках.
– От многих недугов помогает излечиться, – убеждала она обступивших её, держа в руке флакончик с темно-коричневой жидкостью. – Болит, допустим, голова, помажьте лоб крестиком – боль утихнет.
Напротив часовни – двухэтажный дом вполне современного типа с зеленой металлической крышей. Там живут монахи. «Интересно, какие они, современные кельи?» – помню, мелькнуло у меня в голове. И тут ноги как бы сами потихоньку-потихоньку понесли меня к зданию. И вот я уже у входной двери, стучу, но никто не откликается. Я затарабанил кулаком посильнее, потом еще и ещё раз. Наконец дверь скрипнула, и на пороге появился монах средних лет. Он как-то странно держал перед собой руки, словно я только что оторвал его от безотлагательной работы. Я представился и сказал, что хотел бы пообщаться с кем-нибудь из монашествующих.
– Это никак невозможно, – ответил он, даже не сдвинувшись с места. Потом, правда, поправился: – Поговорить, впрочем, можно было бы. Отчего не поговорить. Но сначала для этого нужно получить благословение нашего настоятеля.
– А где он?
– В Алуште. Там у нас основное монастырское подворье.
Я был разочарован. Но поделать ничего не смог. Монастырь есть монастырь: тут свои строгие правила, свой жизненный уклад. Я вспомнил, как уже сталкивался с нечто подобным, когда несколько лет назад путешествовал по Карелии. В числе прочих тамошних достопримечательностей побывали мы и на легендарном Валааме, где осмотрели древние строения мужского – опять мужского! – монастыря. К кому бы я тогда ни обращался из людей в рясе в надежде хоть немного поговорить с ними, всегда натыкался на один, как заклинание, категоричный ответ: «Без благословения наставника не можем…» Вокруг толпами ходили по монастырской территории туристы, и тут же, буквально в двух-трех шагах, – своя строго размеренная жизнь, где все было подчинено только одному – служению Господу Богу.
Возвращаемся к автобусу той же дорогой, что и прибыли сюда, в Космо-Дамиановский монастырь, – вдоль ручья, берущего начало от целебного источника. Экскурсовод рассказывает:
– Когда Альма мелеет, то форелевое хозяйство, где мы с вами сегодня были, без воды все равно не остается. И знаете почему? Его бассейны тогда начинают подпитываться из Савлух-Су, расположенного выше по течению. Температура воды в речке и в горном источнике примерно одинаковая, а значит, идеально подходит для капризной форели.
– Святая водица, наверное, только на пользу элитным обитателям питомника? – пошутил я.
– Да, наверное, – улыбнулась девушка из турфирмы. – Раз в рыбьем питомнике не первый год успешно идут дела…
Как-то ученые провели исследование воды, взятой с подворья Космо-Дамиановского монастыря, и пришли к удивительному выводу: её лечебные свойства отнюдь не миф, не чья-то досужая выдумка. Помимо серебра в знаменитой горной воде содержались еще калий, магний, литий, марганец…
Следуем через места, где когда-то любили охотиться Романовы. Августейшие особы много раз посещали и Космо-Дамиановский монастырь, останавливаясь в обычных монашеских кельях… Чем выше мы поднимались в горы, тем разительнее менялся окружающий растительный покров. В нижнем поясе преобладали могучие дубовые леса, их сменяли – где-то на высоте 400-500 метров – буково-сосновые. А еще выше простиралось царство изумрудно-зеленых горных лугов.
Вот и Чучельский перевал. Высота – 1150 метров над уровнем моря. Отсюда открывается потрясающий вид на горные массивы, густо покрытые растительностью. Прямо перед нами – Бабуган-яйла, один из самых высоких горных массивов в Крыму. Его название с тюркского переводится как «Отец гор». И тому есть объяснение. Одна из скал по форме напоминает мужской профиль. Горный страж как бы присматривает за богатством, окружающим его, любуется красотой заповедных мест.
Я не помню, здесь ли на Чучельском перевале или это будет немного позже, в другом месте, когда наш милый и обаятельный экскурсовод, вдруг с улыбкой повернувшись к нам, громко объявит:
– Мы находимся на самой высокой точке нашего маршрута. Во всем Крыму сейчас больше нет ни одного автомобиля, который находился бы выше нас. Это своего рода рекорд!