Непростые знакомцы
Трескотня кузнечиков, жужжание пчел, шмелей, жуков и мух, красочные полеты бабочек, ночное пение сверчков… У насекомых – удивительных земных существ – зачастую жизнь ограничена одним сезонным периодом – летним. Но старшая группа детского сада №6 «Шолпан» решила «оживить» некоторых, самых ярких, на открытом занятии «Царство насекомых», проведенном в музее природы и экологии.
– Мы давно сотрудничаем с дошкольным объединением «Шолпан», имеющим экологическое направление, – говорит директор музея Какима Укасовна Альмуханова. Общими силами организовываем экспозиции на различные темы, касающиеся животного и растительного мира нашей области, соседних регионов. А также познавательные выставки о флоре и фауне других стран. И всегда неординарно, увлекательно. Так прошли выставки, рассказывающие о динозаврах, рыбах, экзотических птицах. На такие мероприятия обязательно приглашаем воспитателей, учителей, методистов, работающих в экологическом направлении. Сегодня пришли осмотреть экспозицию студенты университета им. М. Утемисова – они тоже частые гости музея. Сейчас вы видите коллекции местных любителей фауны. Обратите внимание на одну из них. Коллекция Габита Арсена представлена редкими африканскими беспозвоночными. Он учится в 5-м классе, с нами работает с дошкольного возраста, знает о природе многое. А первая коллекция насекомых, населяющих Приуралье, была собрана, впоследствии подарена военнослужащим В.Н. Горшковым.
А в это время в главном зале музея перед нами раскрылась «лесная поляна», на которой расположились разные насекомые. Здесь и кузнечики, и бабочки, и пчелы, и божьи коровки, и муравьи… А посетил это царство… Лунтик. Он удивился, увидев его обитателей, – ведь у них на Луне нет таких. Как появились и живут на Земле эти существа, чем питаются, какую имеют окраску и почему?
На все вопросы ответили ребята старшей группы ДО №6 «Шолпан» вместе со своими воспитателями.
Почему насекомых именно так называют? Оказывается, на их брюшках видны поперечные полоски – насечки, отсюда и название. А еще выяснили, что количество конечностей у насекомых – 6, а частей тела – 3: голова, грудь и брюшко. Потом все искали ответ на загадку: «Чернокожий карапуз не по росту тянет груз». Конечно, муравей! Домик муравьи строят из хвоинок и мелких растительных остатков. Подземные этажи муравейника с множеством ходов и камер. Как мал человек рядом с египетскими пирамидами, так малы и насекомые по сравнению со своим жилищем. Видят плохо, дорогу к нему находят при помощи усиков, тем же способом отличают чужаков. Муравьи – полезные насекомые, уничтожают вредных особей (гусениц, слизней), охраняя наши леса.
Пчелы. Любимые персонажи сказок и мультиков, символ трудолюбия. Но не все просто. Улей – целый город с 30-50 тысячами его обитателей. В каждом одна семья, где есть матка (только она откладывает яйца), несколько сотен трутней-самцов и несколько десятков тысяч рабочих пчел, именно они и собирают мед. Для охраны сбора у пчелы есть жало, которым она может воспользоваться только раз в жизни, после чего погибает. Поразительно, что новорожденная пчела уже через несколько дней устремляется вместе с другими на работу и, перелетая с цветка на цветок, в одиночку проделывает все те сложные операции, которые выполняют опытные ее подруги. Перенося пыльцу, пчелы оказывают огромную услугу человеку, способствуя оплодотворению фруктовых деревьев, овощей, ягод.
Мы все много раз слышали, как стрекочут кузнечики. Но как они это делают? На их спинке аккуратно, домиком, сложены крылышки. На одном из них – жесткая жилка с зазубринками. Когда захочется кузнечику застрекотать, он чуть приподнимает свои крылышки и жилкой быстро-быстро водит по краю другого крылышка, появляется своеобразный треск. «Здесь, здесь я, – словно говорит кузнечик своей песенкой, – и мне хорошо!» На передних ножках кузнечика есть две крошечные дырочки, оказывается, это уши.
Следующая загадка была про стрекозу. Она – живой вертолет, в котором вместо мотора работают чудо-мышцы, вращающие крылья. Она может летать со скоростью поезда, а может висеть в воздухе. Самка откладывает яйца в воду или на водные растения.
Вы когда-нибудь задумывались, почему бабочки такие красивые? Почему так разнообразны их наряды? У них крылья покрыты множеством мельчайших чешуек, которые отражают солнечные лучи. Это солнце делает наряд бабочек ярким, переливающимся. Многие из них не могут жить после того, как побывали в руках у людей. Нежные крылья легко повреждаются. Так стоит ли их ловить? Питаются бабочки нектаром, который находят в глубоких чашечках цветов. Достают его длинным хоботком в виде спирали. Все лето бабочки украшают наши поля и луга. А осенью исчезают. Одни, как птицы, улетают на юг, другие прячутся и спят всю зиму.
А почему жук с красными крыльями и черными точками называется «божья коровка»? В старые времена «божьим» называли человека безобидного, беззащитного, доверчивого. Коровка не кусается, не царапается. Разве только для защиты выпускает желтое «молочко», поэтому и называется коровкой. Она – верный помощник человеку в борьбе с тлей. Эти полезные жучки ядовиты, поэтому почти не имеют врагов. Несмотря на яркий окрас, редкая птица пытается отведать этого жука. И если такое случается, она долго чистит свой клюв, трясет головой, будто упрекает себя: «И надо же было склевать такую гадость!»
Еще один интересный представитель беспозвоночных живых существ – паук. Этот членистоногий хищник, плетущий паутину для ловли других насекомых, служащих ему пищей, стал именем нарицательным для людей, эксплуатирующих кого-либо, терзающих тех, кто попадает в его сети. Но важно знать, что паук рассматривается учеными как очень полезная тварь. Размножаясь сам в больших количествах, паук, населяющий луга, поля, леса, огороды, пожирает неимоверное количество вредных насекомых. Паук служит также символом сообразительности, ловкости.
– Целями нашего открытого занятия, – поделилась с нами заведующая ДО №6 «Шолпан» Гульнара Дасаева, – являются: в первую очередь, знакомство детей с жизнью насекомых, которых мы наблюдаем в окружающем мире; возможность на примерах рассмотреть взаимосвязь в природе; развитие мышления, наблюдательности; воспитание бережного отношения к природе. А также повторение экологических правил, главный мотив которых – беречь все живое на Земле.
Присутствовавший на занятии доцент ЗКГУ им. М. Утемисова, кандидат биологических наук Аскарбек Ергалиев поддержал заведующую детсадом:
– Важно отметить, что это выглядело как познавательное путешествие в мир насекомых, такой удивительный. А в формате игры, что наблюдали мы сегодня, запоминается лучше. Задача педагогов – формирование любви, уважения к природе, экологической культуры, мировоззрения подрастающего поколения. Такие мероприятия нужно проводить, на мой взгляд, не только с дошколятами, но и с учащимися школ, студентами.