Не только здоровье

22 сентября 2016
0
1860

О том, как из семилетнего ребёнка воспитать чемпиона, превратить заурядную спортивную секцию в увлекательное приключение и добиваться высоких результатов, рассказала старший тренер области по зимнему Президентскому многоборью Елена Грицкевич – не только успешный тренер, но ещё и выдающийся педагог. Многих своих учеников она вела к победам с самого начала этого нелёгкого пути.

Ее спортивные регалии перечислять можно долго: двенадцатикратная чемпионка Казахстана, шестикратная абсолютная чемпионка, серебряный призер чемпионата СНГ в Санкт-Петербурге, бронзовый призер этапа Кубка мира, трехкратная чемпионка международных соревнований в Италии. Но, несмотря на все свои заслуги, больше всего гордится победами учеников, многократных чемпионов области, кандидатов в мастера спорта, среди которых Наталья Чеботарёва, Дарья Сазанова, Адема Кажгалиева. Своего сына Святослава до бронзовой медали на республиканских соревнованиях довела тоже она.

Стать победителем в зимнем Президентском многоборье непросто. Победа складывается из трех слагаемых: стрельба из пневматической винтовки, лыжный забег, силовая гимнастика (для женщин сгибание и разгибание рук в упоре лежа). В 2009 году Елена установила абсолютный рекорд – за 4 минуты от пола отжалась 130 раз.

Методику тренировки разработала сама. Поняла, что та, которую предлагали опытные спортсмены, ей лично не подходит. В итоге взяла калькулятор, секундомер, бумагу, карандаш и стала подбивать показатели. Уже через год личная программа себя оправдала. Сейчас стремится если не побить свой же рекорд, то повторить. Поэтому разработала новую тактику.

Начало учебного года. Ребята в новых спортивных костюмах, кроссовках пришли к ней на первую тренировку. В ходе занятий – кросс, прыжки, работа со снарядами и веселая эстафета. С детьми общий язык находит быстро, опыт есть: не только тренер, работала учителем физкультуры в школе №3.

– Елена, легко увлечь детей спортом?

– Нет. Если урок физкультуры они посещают обязательно, то в спортивные секции их не загонишь. И это не значит, что не нравится данный вид, или тренер не такой, просто не хотят что-то делать. Безделье, пусть родители не обижаются, любимое занятие современных детей. Они лучше часами будут просиживать за компьютером, чем возьмут в руки футбольный мяч. В итоге, физическая подготовка слабая. Ученики среднего и старшего звена школы не умеют отжиматься, бегать, прыгать. Не секрет, их мамы прилагают массу усилий, чтобы раздобыть справку об освобождении от урока физкультуры, искренне считая ее предметом бесполезным. Дети видят позицию родителей, и относятся также. Все идет из семьи, об этом говорят психологи, социологи, педагоги. То, что вложили в ребенка родители, он понесет по жизни. Дети проникаются атмосферой, в которой они живут. Родителям нужно активно включаться в спортивное воспитание детей с младшего возраста. Самим отказаться или хотя бы открыто не демонстрировать вредные привычки. Необходимо определить интересы ребенка. Отведите его в спортивную секцию, если не получится – в другую. Но спортом он должен заниматься. Спорт – это здоровье, сила, уверенность в себе.

Слабо работают и некоторые преподаватели физкультуры – нет пропаганды спорта, здорового образа жизни, не те требования. Ну, вспомните свой урок физкультуры, всерьез его точно никто не воспринимал, можно было даже спортивную форму дома забыть. А с таким подходом к делу о каких достойных результатах говорить? Тут и увеличение часов в школьной программе, о которых часто говорят, и новые методики, даже хорошие, будут бесполезными.

К тому же не все учителя физкультуры охотно сотрудничают с тренерами спортивных школ, которые приходят набирать детей. И это тоже проблема. Из всех школ, которые по-настоящему заинтересованы, я могу назвать единицы, в их числе СОШ №6.

– Каким должен быть ребенок, чтобы из него получился спортсмен?

– Целеустремленным. Даже, чуть больше, чем целеустремленным. По-хорошему упрямым. К нам приходят ребята, которые занимаются, потом бросают. Хотя мы стараемся воспитать в них характер, найти нужные аргументы, чтобы не бросали. Тренер – это, прежде всего, педагог, а значит, немного психолог. Конечно, если ребенок не хочет заниматься, тут ничего не поделаешь, но мы находим мотивации, с помощью которых могли бы воздействовать. Одних надо хвалить, других наоборот, разозлить. Я тренирую 22 ребенка и к каждому особенный подход. В целом же всех настраиваю на желание побороть свою лень.

С мужем и сыном

– Есть любимые воспитанники?

– Ох, не хочу отвечать. Не потому, что, если кого-то упомяну, другие обидятся. Нет. Просто сама себе стараюсь таких вопросов не задавать. Конечно, все мы люди, у всех есть свои симпатии и антипатии. Но у меня как-то так всегда получалось, что спортсмены, с которыми не складывались отношения или работа не шла, сами отсеивались. И в итоге остаются те ребята, с которыми есть контакт, за которых переживаешь, болеешь. Я уважаю трудолюбивых и воспитанных детей. С последним у многих просто швах! Дети не умеют говорить «Здравствуйте», не знают слова «До свидания». Могут просто уйти, не предупредив тебя. Лезут без разрешения в сумку со спортивным инвентарем и что-то там ищут. Я на такое глаза не закрываю, начинаю воспитывать, а это уже не нравится. Причем не столько детям, сколько родителям, которые ребенку поперек слово боятся сказать и никому не дают.

Но именно с таких моментов начинается дисциплина.

– В каком возрасте лучше всего ребенка ставить на лыжи?

– Поставить ребенка на лыжи можно и в два года. Записать в лыжную секцию лучше с десяти лет.

Моему сыну было два года, когда он впервые стал выходить на лыжные прогулки с моими родителями. Сначала просто топтался, потом поехал. В семь лет я его силой привела на тренировки. Он не хотел заниматься специальной подготовкой. Но в конце концов смог перебороть себя. Настоящий спортивный азарт проявился, когда он стал проигрывать. Спортивная злость – это все-таки плюс, чем минус. В итоге стал бронзовым призером Казахстана, кандидатом в мастера спорта, многократным победителем областных соревнований не только по Президентскому многоборью. К тому же сильный, красивый, увлеченный, и это очень важно.

– Какую задачу должен ставить перед собой тренер?

– Основная задача и у тренера, и у преподавателя урока физкультуры – увлечь ребенка спортом. Моим первым тренером был Александр Борисович Щавелев. Вот он увлекал. Работает по принципу – нужно гореть самому и зажигать других. Это как раз про идеального тренера. Благодаря ему спортом я увлеклась всерьез. И при этом считает, что спортсмен должен быть развитым не только физически, заставляет учиться, говорит, что «дуракам в спорте делать нечего».

Фото Ярослава Кулика
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top