Найти друга

13 июня 2019
0
1549

Продолжает работу проект «Наставники» ОО «Аялы Алақан» при поддержке благотворительного фонда «Дара». Благодаря которому у ребят из областной деревни семейного типа появилась возможность заиметь взрослого друга, готового в любой момент прийти на помощь. Проект в Казахстане действует с 2014 года. Уральск является пятым регионом, в котором он внедрен. До этого уже начал работу в Алматы, Астане, Павлодаре и Караганде. В Уральске его курирует Айгуль Киреева.

Кроме нее есть еще один куратор – Дамеш Бекталиева и волонтер-психолог Аслан Акмурзиев. Требование проекта – в команде должен быть человек со знанием детской и взрослой психологии. Аслан работает в детской деревне психологом, поэтому как никто другой знает проблемы, с которыми сталкиваются дети, оставшиеся без попечения родителей.

Айгуль рассказывает, что о проекте она узнала из социальных сетей около двух лет назад, захотела поучаствовать. Обратилась к организаторам, правда, тогда в области проект еще не работал.

– До этого я участвовала в разного рода благотворительных акциях, но вот такого удовлетворения от проделанной работы не получала. Потому что понимала: акции разовые. Дальше единичных подарков дело, как правило, не шло, – объясняет она. – А тут ты помогаешь ребенку быть уверенным в себе, уметь общаться на равных.

Психологи, педагоги да и сами бывшие детдомовцы признают – воспитанникам детского дома, шагнувшим во взрослую жизнь, не хватает знаний этой самой жизни. У них нет опыта выстраивания отношений с незнакомыми людьми. Они нередко замкнуты, скованны, не умеют правильно себя позиционировать. К тому же за время проживания в государственном учреждении вырабатывается иждивенчество.

Программа проекта составлена таким образом, что наставник не является ни усыновителем, ни опекуном, он друг, общение с которым идет на равных. Правда, в товарищеских отношениях есть и свои правила. Во-первых, стать наставником может человек не младше 25 лет. В то время как ребенку должно быть не меньше 10 лет. Во-вторых, с наставником заключается договор на два года. В это время он должен быть рядом с подростком, они могут общаться, гулять, ходить друг к другу в гости, но наставник не должен дарить дорогие подарки.

Встречаются еженедельно, не менее четырех часов. Обычно это происходит по выходным. Если дружба окрепнет, наставник может приглашать к себе в гости. Но другом можно стать только после подготовки, сначала нужно окончить школу. Общий курс занятий не менее 24 часов. Казалось бы, не так много, но, как показывает практика, даже такое краткосрочное обучение могут пройти не все.

– Есть люди, которые с первых дней занятий понимают, что это не для них. Такие уходят сразу. После школы еще сдают тесты, здесь также какая-то часть желающих отсеивается. Третий этап – собеседование, тоже своего рода решето, через которое отсеиваются люди, не готовые стать наставниками, – говорит Айгуль. – Так, в ноябре в школу наставников записались 12 человек, но в итоге сертификат получили только трое. В этот раз был еще один набор. Заявку подали 10 человек, но при этом двое сразу отказались. В итоге остался один наставник. Причина не только в личностных качествах желающего, у него может просто не хватать времени.

Айнур Омаровой 28 лет. Она наставник. Как говорит сама, со своей подопечной Дарьей нашла общий язык с первых минут. Вместе два месяца, им друг с другом не скучно и всегда есть о чем поговорить. Айнур работает, но для Дарьи время всегда находит. Вот и в этот раз она пришла в гости, чтобы посмотреть концерт, в котором выступает девочка. Разница между ними 14 лет. У них общие интересы. Они вместе гуляют в парке, посещают интересные мероприятия.

– Совсем недавно мы с Дарьей посетили мастер-класс по приготовлению пиццы. Дарья очень любит готовить. Нужно было видеть, сколько у нее было радости в глазах, – говорит Айнур. – А я радовалась, глядя на нее. По правилам, между подростком и взрослым другом разница должна быть не менее 10 лет, чтобы общение было плодотворным, но в то же время уважительным. Однако больше всего от взрослого нужно эмоциональное тепло, которое я и стараюсь дать. Еще он должен быть настроен позитивно и обладать большим внутренним ресурсом.

У этой пары действительно много общего, они слушают одну и ту же музыку, любят одинаково проводить свое свободное время.

– Я уверена, что и через два года мы будем дружить. Я всегда буду рядом и в случае необходимости подставлю плечо. Дарья классная девчонка. Мы уже сейчас доверяем друг другу и даже делимся маленькими секретами.

– Путь к индивидуальному наставничеству – это встречное движение взрослого и ребенка, интерес должен быть взаимным, – говорят психологи. – Иначе ничего не выйдет. Здесь важно найти верный тон, правильную мотивацию, осмысленную манеру общения и поведения. Процесс притирки друг к другу может быть долгим, непростым. Бывает, что подросток вдруг отказывается от общения со взрослым. Важно не рушить все раз и навсегда. Он еще может передумать, заскучать, вернуться…

Наставники тоже учатся. Они общаются с психологами, волонтерами, работающими в проекте, если им нужна помощь. В этом и смысл программы – помочь детям и взрослым подружиться, обрести в жизни опору, которая нужна и тем, и другим.

Фото: Айнур Омарова
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top