На крутых виражах

13 февраля 2025
0
1101

В прошлом году, после того как на Национальном курултае Глава государства высказал это предложение, 604-я авиационная база Сил воздушной обороны Казахстана стала носить имя легендарного летчика, дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского.

Сергей Данилович Луганский родился в 1918 году в городе Верном, ныне Алматы. И с детства мечтал стать летчиком – таким, как Валерий Чкалов. В 1936 году он призван в ряды Красной Армии и направлен по комсомольской путевке в Оренбургскую военную авиационную школу летчиков. После окончания в 1938 году служил в 14-й авиационной бригаде в Пскове.

За время короткой советско-финской войны в 1939-м году он совершил 59 боевых вылетов. В годы Великой Отечественной войны командовал авиационной эскадрильей, а с июня 1944 года – истребительным авиационным полком. Сергей Луганский совершил 390 успешных боевых вылетов, лично сбил 37 вражеских самолетов и еще шесть – в группе.

Луганский дважды удостоен звания Героя Советского Союза, награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Красной Звезды. И это награды за бесстрашный каждодневный подвиг в небе, за лобовые атаки и крутые виражи под шквалом вражеского огня.

В начале Великой Отечественной войны Сергей Луганский сражался на самолете ЛаГГ-3, летая на штурмовку войск противника, и сбив при этом четыре вражеских самолета в небе Батайска и Ростова-на-Дону, за что удостоен ордена Красного Знамени. Уже в первом воздушном бою Сергей Луганский метким пулеметным огнем пробил бензобак одного вражеского истребителя, а затем атаковал другой, висевший на хвосте у товарища. Тогда, поймав немца в прицел, он нажал на кнопку открытия огня, но пушка молчала. Быстро перезарядив оружие, Луганский сделал резкий разворот и догнал противника, теперь раздался залп выстрелов, и от «мессера» полетели обломки. Еще четыре самолета противника Сергей Луганский сбил над Белгородом, и повторно награжден орденом Красного Знамени.

В середине сентября 1942-го года, прикрывая переправу через Волгу, капитан Сергей Луганский повел в лобовую атаку восьмерку самолетов ЛаГГ-3 против превосходящих сил врага. Тогда он, в критический момент воздушного боя, пошел в лобовую атаку и применил воздушный таран. Фашистский летчик попытался уйти от столкновения, но Сергей Луганский ударом винта своего самолета снес стабилизатор вражеского, и тот, потеряв управление, упал на землю.

На Курской дуге и под Харьковом в 1943-м году Луганский совершил 220 боевых вылетов и лично сбил 18 самолетов противника, за что получил свою первую звезду Героя.

В конце сентября 1943-го года, во время форсирования Днепра у села Мишурин Рог, эскадрилья, возглавляемая Сергеем Луганским, встретила у переправы группу фашистских штурмовиков и истребителей. В этом бою Луганский снова пошел на таран: атаковал вражеский флагман и винтом снес ему руль высоты. Свой самолет тоже повредил, но смог довести его до своего аэродрома и благополучно приземлиться.

А летом 1944-го года Сергей Луганский назначен уже командиром авиационного полка и вскоре награжден второй медалью «Золотая Звезда», став дважды Героем Советского Союза.

В небе Румынии легендарный летчик воевал на именном самолете, подаренном ему жителями родной Алма-Аты. За одним из воздушных боев Луганского с восхищением наблюдал командующий фронтом маршал Советского Союза Иван Конев. Он специально приехал на аэродром, чтобы увидеть и поблагодарить летчика. Когда Луганский приземлился, Конев прочитал надпись на самолете: «Герою Советского Союза Сергею Луганскому от комсомольцев и молодежи города Алма-Ата». А затем перевел взгляд на самого летчика, и сказал громко: «Поздравляю! Вижу, подарок алма-атинцев в надежных руках! Оправдывает надежду земляков. Так держать! А это вам подарок от меня, – маршал снял со своей руки золотые часы и вручил их Сергею Луганскому со словами: «Носи, орел! Пусть эти часы отсчитывают время нашей скорой победы над врагом…».

После войны Сергей Луганский написал две книги: «На глубоких виражах» и «Небо остается чистым». Многие видели, и не раз, замечательный фильм Леонида Быкова «В бой идут одни старики». Многие эпизоды в этом фильме взяты из книги Сергея Луганского. Вот например, Луганский пишет: «Наши ребята заметили, что у немцев появилось множество истребителей с пестро раскрашенными фюзеляжами. Вражеские машины были украшены изображениями червовых и пиковых тузов, черных кошек, драконов, птиц, змей. Это были знаменитые асы воздушного флота Геринга, лучшие летчики Германии. «Сегодня пойдут одни старики, – сказал Федор Телегин (командир полка – прим.), – молодым сегодня делать нечего. У соседей шестерых сбили». То же самое мы видим и в фильме.

А молодого летчика, прозванного «Кузнечиком», помните? Это тоже из книги Луганского. «Помнится, пришел к нам в полк молоденький летчик Иван Мокрый. Шея тоненькая, глаза ребячьи. Только что из летной школы. Кажется, в первый же день на взлете его самолет врезался в другой – и оба вышли из строя. Ругал я его на чем свет стоит… Каково же было мое удивление, когда я, оглянувшись через несколько шагов, увидел, что Иван, став на четвереньки, ловит пилоткой кузнечиков. Это после нагоняя-то!».

А через некоторое время советский аэродром атаковали четыре «мессершмитта», и первым среагировал именно Иван Мокрый, который, подняв в воздух истребитель, сбил два немецких самолета и обратил в бегство остальные. Все – как в фильме. Или наоборот: в фильме, как в книге. Только Леонид Быков поскромничал: в фильме Кузнечик сбивает лишь один вражеский самолет. А когда командир эскадрильи, роль которого исполнил сам Быков, полетев на разведку на трофейном «мессершмитте», чтобы немцы приняли за своего, тоже целиком взят из книги Луганского. Помните, как, будучи сбитым, командир с трудом сажает самолет вблизи передовых позиций советских войск, после чего его едва не растерзали свои же, приняв за немецкого летчика.

Интересно описывается в книге встреча с американской делегацией. «В первой половине 1944 года слухи об открытии второго фронта поползли с небывалой силой. Не помню точно дату, но случилось это в один из погожих весенних дней. К нам на фронт приехала американская делегация. В ее составе были генерал – командующий стратегической авиацией, которая совершала челночные операции с запада на восток и обратно, два генерала и полковник. Американских гостей привезли в наш полк. Делегация прилетела на самолете, которым управлял мой добрый знакомый Виктор Григорьевич Грачев. Я поинтересовался, с какой миссией прилетели высокие гости. Виктор Григорьевич усмехнулся: «Да вот ездят, смотрят. Все рассчитывают, не пора ли открывать второй фронт? И прогадать не хочется, и опоздать опасно. К дележу-то могут и не пустить…»

Рассказывает о «курьезе», случившемся с американцами. Они страшно перепугались, когда на советский аэродром случился налет немецкой авиации. Наши летчики и внимания на это не обратили. Книга очень интересная, и сколько мальчишек, прочитав ее, захотели бы стать летчиками.

Свой боевой путь Сергей Луганский закончил в Берлине. После войны учился в Военно-воздушной академии, затем продолжил службу в летных частях и соединениях войск ПВО страны, летал до 1964 года, пока не вышел в отставку в звании генерал-майора авиации.

Жил в своей родной Алма-Ате, которую очень любил. И занимался любимым делом, ведь до летного училища он успел выучиться на садовода.

Журналист Мурат Бульдекбаев рассказывает, как зимой 1973 года его семья переехала на улицу Мукана Тулебаева в Алма-Ате. А весной, его поразил цветущий двор этой обычной многоэтажки. Ухаживал за всем этим хозяйством дядя Сережа – полупарализованный инвалид, который гонял из двора алкашей, а в праздники срезал со своих клумб самые красивые розы и дарил их женщинам.

«В 1977 году дяди Сережи не стало, – пишет Мурат Бульдекбаев. – Еще раньше ушла из жизни его жена. Как-то постепенно исчезли розы с клумб. Кто-то вырубил сирень. Хотя остатки былого «цветения» видны и по сей день. Когда хоронили дядю Сережу, к нему в квартиру вошли несколько офицеров. Они и вынесли гроб человека в генеральском мундире – в тот день хоронили дважды Героя Советского Союза Сергея Даниловича Луганского…»

Вот только тогда двор узнал, кто жил с ними рядом. И очень справедливо, что теперь имя легендарного летчика носит авиабаза Воздушной обороны Казахстана.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top