Кто диплом заслужит

21 февраля 2019
0
1954

Уральский медицинский колледж «Максат» вошел в пятерку лучших колледжей по стране по востребованности выпускников среди работодателей. Какие секреты обучения специалистов известны педфагогам колледжа, почему их фармацевты, дантисты и медсестры легко находят себе работу по профилю? Ответы на эти и другие вопросы попытался найти наш корреспондент.

АО «Центр развития трудовых ресурсов» по заказу Министерства труда и социальной защиты РК составило рейтинг вузов и колледжей страны, взяв за основу данные о трудоустройстве выпускников этих учебных заведений 2015-2017 годов, стабильность найденной молодыми специалистами работы, уровень их доходов от трудовой деятельности.

Об объективности и непредвзятости рейтинга говорит тот факт, что он был сделан не на основе опроса, а путем сверки данных о выпускниках из базы Информационно-аналитического центра МОН и информации по движению денежных средств на их пенсионных счетах.

Согласно озвученному рейтингу, общий уровень трудоустройства выпускников вузов в РК составляет 66%, колледжей – 53%. Средняя их зарплата соответственно – 104 тысячи и 61 тысяча тенге.

Не ради денег

«Максат» вошел в топ-5 лучших колледжей, где выпускники в 100% случаев трудоустраиваются по своей специальности.

Мы встретились с руководителем колледжа Максотом Бергеном в стенах построенного им самим учебного заведения.

Уже при входе в это учебное заведение понимаешь – здесь учатся медики: парни и девушки в белых халатах, кто-то даже в легких белых колпачках – перемещаются по коридорам, входят-выходят из аудиторий. Жизнь кипит.

«Когда мы принимаем студента на обучение, первые три месяца не разрешаем ему надевать белый халат, – уточняет глава «Максата» при встрече. – Только когда он примет клятву студента медицинского колледжа, он имеет право его носить. Это ведь не просто так. Лично для меня халат символизирует отношение к людям, которые нуждаются в оперативной помощи и лечении. Не каждый на это способен. Поэтому первые три месяца мы присматриваемся к студентам – достойны ли они профессии медика, смогут ли помогать людям? Вообще мой девиз как руководителя: «Диплом медколледжа – только тем, кто его заслужил». Мы обучаем тех, кто лечит, а не калечит».

Максот Берген рассказывает, что в должности директора он проработал 35 лет, 15 из них руководил государственным медицинским учебным заведением, а потом сделал выбор в пользу собственного дела – взял кредит, построил типовое учебное трех-этажное здание и открыл свой, частный медколледж «Максат».

«То, что в рейтинг Министерства труда и социальной защиты попал наш, частный колледж, для меня – самая лучшая оценка, – признается он. – Все 20 лет мы работаем самостоятельно, у нас нет никаких госзаказов на обучение студентов. И при этом со своими абитуриентами мы никогда не заигрываем, сразу говорим: у нас обучение платное, но если вы не хотите учиться, у нас вам – не место. Наши выпускники знают, что пропуски, прогулы для них чреваты штрафами, а в худшем случае – отчислением. В 2013 году у нас была ситуация, когда я вынужден был с 3 курсов отчислить 150 студентов за массовые прогулы и отсутствие подготовки к занятиям. Да, это было накладно для бюджета колледжа. Но репутация учебного заведения всегда важнее: мы даем качественную подготовку специалистам, которая соответствует требованиям Министерства здравоохранения, и не можем позволить себе выпускать из стен «Максата» медиков-недоучек».


«В нашем коллективе трудятся 45 преподавателей, в большинстве своем – специалисты с высшей и первой категорией, со значительным опытом работы, врачи-преподаватели клинических дисциплин – терапевты, хирурги, лор, акушер, педиатры, – говорит Максот Берген. – Я благодарен этим людям, что когда-то они поверили мне и вместе со мной с нуля открыли и запустили в Уральске частный медицинский колледж».


Есть база

Марина Трушкова – заместитель директора по учебной работе:

«В республике 790 частных колледжей, а выбрали нас, – улыбается она. – Это результат слаженной работы всего коллектива. Когда-то, 20 лет назад, часть коллектива государственного медколледжа ушла вслед за Максотом Кабышевичем в свободное плавание – мы поверили ему, поддержали его идею открыть частный колледж.

Начинать работу с нуля было трудно. Но, хочу отметить, что наш руководитель никогда не экономит на оснащении колледжа – за эти годы мы создали самую современную фармацевтическую лабораторию, где будущие фармацевты сами работают с химреагентами, проводят анализы лекарственных препаратов. В работе внедряем принцип дуальности – совмещаем учебу с производством. Во время учебы наши фармацевты на базе аптеки № 1 работают в лаборатории, сами делают лекарства».

Рейтинг, как отмечает Марина Трушкова, во многом справедлив, – действительно, фармацевты, обучившиеся здесь, востребованы на 100%.

«АО «Талап» с удовольствием берет наших студентов на практику, и многие наши ребята сразу после окончания колледжа устраиваются работать туда, где практиковались, – говорит она. – У нас отличное отделение по обучению дантистов. На это отделение учиться приезжают не только ребята из соседних Атырау и Актобе, но даже из Самары. У нас сильные преподаватели, кроме того, очень хорошие аудитории для практических занятий, где студенты могут работать с аппаратурой, изучать слепки зубов, челюсти. В общем, наглядностями и муляжами Максот Кабышевич и дантистов обеспечил на все 100. После обучения большинство ребят идут работать в стоматологические центры, сами открывают зубные кабинеты. Они самостоятельные врачи, только без высшего образования. Поэтому у наших дантистов с трудоустройством проблем тоже нет».

«У меня про наших студентов-стоматологов отдельная история есть, – вступает в разговор Максот Берген. – Преподаватель по стоматологии отпросился как-то спешно по семейным обстоятельствам и мы не успели переставить ему замену. А тут у третьекурсников занятия в лаборатории. Я пошел посмотреть, как они без преподавателя себя ведут. Зашел и чуть дара речи не лишился. Все наши дантисты заняты – кто-то бор-машину тестирует, кто-то зубы муляжные рассматривает, кто-то челюсти. Я своими глазами увидел: эти ребята понимают, что уже почти завтра им придется лечить зубы, поэтому они хотят вникнуть в теорию, чтобы на практике не было страшно и непонятно. Приятно, что у нас такие студенты».


В медицинском колледже «Максат» обучаются 865 студентов на четырех отделениях: «Стоматология», «Фармацевтическое дело», «Лечебное дело», «Сестринское дело». Обучение платное – 230 тысяч тенге в год, но, несмотря на это, за последние 5 лет количество студентов выросло на 30%.


После практики

На данный момент, как отмечает руководитель «Максата», колледж подписал договора на прохождение обязательной практики студентов во всех государственных медицинских учреждениях по области, исключая лишь областную детскую многопрофильную больницу.

«Я хочу отметить, что один из говорящих показателей в работе колледжа то, что наших выпускников с факультета «Сестринское дело» сразу берут на работу в операционные блоки местных больниц, – говорит заведующая сестринским отделением Карлыгаш Садыкова. – Уже во время прохождения практики руководители медорганизаций отмечают: у наших медсестер очень хороший уровень подготовки. Но в современных реалиях по-другому нельзя. Мы на занятиях поясняем студентам, что в условиях дефицита врачей медсестрам приходится брать на себя часть нагрузки врачей-терапевтов, а это большая ответственность. Она подразумевает высокое качество знаний у медсестры. И студенты нас понимают, они учатся у нас осознанно, никто за просто так оценки не получает».

На данный момент, как отмечает Карлыгаш Садыкова, востребованность выпускников по специальности «Сестринское дело» среди медорганизаций стопроцентная.

«Мы выпускаем группы сильных фельдшеров, они также востребованы на станции «Скорой помощи», но не все, потому что количество бригад в этой медорганизации ограничено. Думаю, если бы фельдшеры уезжали работать в районы, где есть дефицит в кадрах, то и по этой специальности трудоустроены были полностью», – говорит она. – Для учебы, мои коллеги уже говорили, у нас созданы все условия – кабинеты и для медсестер, и для фельдшеров оборудованы всем необходимым оборудованием. Только за прошлый год закупили для этих двух отделений сестринские манипуляторы и муляжи на 8 миллионов тенге. Когда они приходят на практику, нам руководители медорганизаций прямо говорят: «Ваши студенты хотят во все вникать, хотят все знать».

«Вообще я сам – противник муляжей, так как считаю, что медик обязан даже во время учебы общаться с живыми людьми, видеть их боль, чтобы на практике не растеряться и успеть оказать необходимую помощь, – рассуждает директор. – Поэтому мы активно заключаем договора на прохождение медицинской практики именно в больницах, поликлиниках, где студенты могут все это прочувствовать, увидеть. А муляжи покупаем, потому что это прописано в учебных программах – от них мы в работе никогда не отступаем».

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top