Корабельных дел мастер

4 января 2024
0
856

Все-таки богато Приуралье талантами и умельцами. К их числу можно отнести и Ильяса Искандерова. Последние несколько лет он делает модели кораблей и шхун. И если бы была возможность собрать их вместе, то получилась бы настоящая флотилия. Но свои работы мастер делает на заказ. Как только готова очередная модель, ее тут же забирает покупатель.

Его корабли как настоящие, хотя Ильяс не стремится воссоздать историческую реальность. Все модели рождаются в его голове. Сначала делает набросок на бумаге и начинает мастерить. Но перед этим закупает необходимый материал – дерево и клей.

Творчеством занимается в свободное время, чаще всего после работы, на это выделяет два-три часа. Летом удобно устраивается под навесом, раскладывает перед собой все инструменты и приступает. А зимой – в доме.

– Свободного времени у меня не так много, я занимаюсь евроремонтом в домах и квартирах. Конечно, устаю, так что мои корабли для меня как отдушина.

Мастерить Ильяса специально никто не учил. Почти 10 лет назад увидел, как один его знакомый делал корабли. Ему достаточно было посмотреть один раз. Правда, говорит, пришлось изрядно тогда помучиться.

– Заранее необходимо учитывать последовательность работ. А я решил наскоком, естественно, не получилось. В итоге первую модель делал очень долго и получилась она с ошибками.

Зато сейчас легко сможет воссоздать любую, будь то яхта или серьезный военный корабль. Все зависит от заказчика. Пусть ему покажут примерную модель, которую хотели, и он сотворит точно такую же, а может, и лучше.

– В деле главное – фантазия и креативность. Я, к примеру, даже соорудил корабль-светильник. Для этого понадобилась новогодняя гирлянда. Эту работу подарил племяннице на день рождения, – рассказывает Ильяс.

На его счету примерно 60-70 кораблей. Но дома всего один.

– Каркас у кораблей деревянный, края обшиваются шпоном, для этого рейка нарезается тонкими пластинами, – объясняет он техническую сторону. – Дальше я все сажаю на клей. И тут ошибаться нельзя, стоит его приклеить, потом уже не отдерешь, он словно каменеет, так что лучше все делать с первого раза.

Чаще всего его корабли берут в подарок или как декоративное украшение в офис или рестораны. Ильяс не без гордости говорит, где можно увидеть его работы. Каждая ему дорога.

– Одна может занять целый месяц, тут все зависит, сколько у меня свободного времени. Особенно трудоемким считается изготовление мелких деталей, а их у кораблей, как сами понимаете, очень много. Вместо гвоздей обычные деревянные зубочистки. Обрезаю и забиваю их как чопики, они держат модель. Каркас можно быстро собрать, дальше уже идет ювелирная работа. И тут тоже важно не торопиться. Конечно, занимаясь изготовлением кораблей, мне пришлось пересмотреть много информации о них, чтобы точно знать, как должны стоять паруса или где установить флажки, какие пушки и как поставить, и так далее. Помогает Интернет, там есть все. Корабли – это целая наука, много интересного узнал.

Для парусов нужен подходящий материал, он такой нашел. Очень жесткий, сохраняет хорошо форму и по качеству похож на парусину. Так что всегда теперь использует только его.

– Паруса я шью сам, сначала крою, потом сажусь за швейную машинку и строчу. Ничего хитрого в этом тоже нет. На судне много канатов, перетяжек, я их плету из обычных капроновых ниток. Правда, нужно делать в несколько слоев, чтобы они не были хлипкими, а похожи на настоящие канаты.

В каждую свою работу Ильяс вкладывает все свою душу. Но, в отличие от художников, ему не жалко с ней расставаться, наоборот, ему приятно видеть её где-то в другом месте.

Стоимость работ приличная, одно судно может стоить 120 тысяч, но настоящие любители денег на это не жалеют.

– Но я делаю корабли все-таки не ради выгоды, деньги идут приятным бонусом. И мне интересно кого-то научить, но к сожалению, молодежь этим не занимается, им гораздо интереснее сидеть, уткнувшись в свои мобильные телефоны, – говорит Ильяс.

Совсем скоро он собирается мастерить деревянные резные шкатулки, которые для любой женщины станут хорошим подарком. Так что в голове он примерно представляет, какими они могут быть и какой материал может понадобиться.

– В свое время мои родители приехали из Азербайджана в Казахстан, сразу в Аксай. Я здесь окончил школу, а после поступил в кооперативный техникум. Но вот не работал по специальности, которую получил, сразу ушел в строительство. И мне это дело нравится. Делая ремонт, образно говоря, ты тоже делаешь свой корабль. Тщательной работы много. Вообще, я считаю, неважно, где ты учился, кем работаешь, главное – найти занятие по душе, которое будет радовать не только тебя, но и людей. А еще лучше, если останется для потомков, и тебя добрым словом, кто-нибудь да и вспомнит.

Фото Ильяса Искандерова
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top