Каменная Зоя
Николай Угодник, Святитель, Чудотворец – один из самых почитаемых во всем мире святых. Его считают покровителем моряков, путешественников, простых людей. Именно к нему обращаются верующие со своими бедами и горестями. Святитель жил в третьем веке, творил чудеса при жизни, помогает людям и после смерти. Это добрый, но и суровый святой. С иконой Николая Угодника связана история, которую до сих пор помнят и которая стала легендой города Самары. Это история о так называемом «Зоином стоянии».
Эта история произошла тогда, когда в нее в принципе никто не мог поверить, так как вера в Бога и в чудеса всячески отрицалась и порицалась – 31 декабря 1955 года. Во всех источниках – и церковных, и светских – она излагается примерно одинаково.
В тот вечер в доме № 84 по улице Чкалова города Куйбышева, где жила работница трубного завода Клавдия Болонкина с сыном Николаем, собралась молодежь, чтобы отпраздновать наступление Нового года. Сама хозяйка ушла из дома – то ли не одобряла веселья в рождественский пост, то ли не хотела смущать молодежь своим присутствием. Среди собравшихся была девушка Николая – Зоя Карнаухова. И вот, когда все подруги были с парнями, Зоя всё сидела одна. Коля где-то задерживался. Когда начались танцы, она заявила: «Если нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать!». И направилась к углу, где стояли иконы. Ее пытались остановить: «Зоя, это грех», но она сказала: «Если есть Бог, пусть он меня накажет!». Взяла икону, прижала к груди. Вошла в круг танцующих, стала кружиться, и вдруг раздался шум, засверкали молнии, и Зоя застыла, прижав икону к груди. Её невозможно было сдвинуть с места, а икону взять из ее рук. Все в ужасе разбежались, а Зоя как будто вросла в пол и стояла неподвижная и холодная, как мрамор. Потом пытались вырубить пол вокруг ног окаменевшей девушки, но из-под топора брызнула кровь. Такие ходили рассказы, обрастая все новыми и новыми подробностями.
Вот как описывается дальнейшее на сайте Русской Православной Церкви храма Животворящей Троицы на Воробьевых горах.
«Никакие усилия прибывших врачей не могли привести ее в себя. Иглы при уколе ломались и гнулись, как будто встречая каменное препятствие. Хотели взять девушку в больницу для наблюдения, но не могли сдвинуть ее с места: её ноги как бы срослись с полом. При отсутствии внешних признаков жизни Зоя была жива: медицинское обследование подтвердило, что сердцебиение у девушки не прекратилось, несмотря на окаменение тканей. С этого времени она не могла ни пить, ни есть.
Весть о чуде быстро разнеслась по городу. Первые дни дом был окружен множеством народа: приходили и приезжали издалека верующие, медики, духовные лица, просто любопытные. Но скоро по распоряжению властей помещение было закрыто для посетителей: подходы к дому перекрыли, и его стал охранять наряд дежурных милиционеров. А приезжим и любопытным отвечали, что никакого чуда здесь нет и не происходило. О всем случившемся известили патриарха и просили его помолиться о помиловании Зои. Патриарх ответил: «Кто наказал, Тот и помилует».
По просьбе матери были приглашены священники, чтобы взять из окаменевших рук Зои икону святителя Николая. Но и они даже после чтения молитв не могли этого сделать.
В праздник Рождества Христова приехал о. Серафим Тяпочкин (тогда еще о. Димитрий), отслужил водосвятный молебен и освятил всю комнату. После этого он взял икону из рук Зои и сказал: «Теперь надо ждать знамения в Великий день (то есть на Пасху)! Если же оно не последует, недалек конец мира». Посетил Зою и митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, который также отслужил молебен и сказал, что нового знамения надо ждать в Великий день (то есть на Пасху), повторив слова благочестивого иеромонаха.
Перед праздником Благовещения (в тот год оно было в субботу 3-й недели Великого поста) приходил благообразный старец и просил допустить его к Зое. Но дежурные милиционеры отказали ему. Он приходил и на другой день, но и опять, от других дежурных, получил отказ. В третий раз, в самый день Благовещения, охрана его не задержала. Дежурные слышали, как старичок ласково говорил Зое: «Ну что, устала стоять?». Прошло какое-то время, старец все не выходил. Когда заглянули в комнату, его там не обнаружили. Все свидетели происшедшего убеждены, что являлся сам святитель Николай.
Зоя простояла 4 месяца (128 дней), до самой Пасхи, которая в том году была 23 апреля (6 мая по новому стилю). Телом Зоя ожила, но рассудок её уже не был прежним. В первые дни она всё кричала: «Молитесь! Страшно, земля горит! Весь мир в грехах гибнет! Молитесь!». С научной и медицинской точки зрения трудно представить, как организм молодой девушки мог продержаться 128 дней без еды и воды. Столичные учёные, приезжавшие в ту пору в Самару ради такого сверхъестественного случая, так и не смогли определить «диагноз», который поначалу приняли за некий вид столбняка. Ее уложили в постель, но она продолжала взывать и просить всех молиться о мире, гибнущем во грехах, о земле, горящей в беззакониях.
– Как ты жила? – спрашивали ее. – Кто тебя кормил?
– Голуби, голуби меня кормили, – был ответ, в котором ясно возвещается помилование и прощение от Господа.
Молитвами святителя Николая Господь помиловал её, принял ее покаяние и простил ее грехи».
В годы атеизма про эту историю писали только с целью «развеять суеверие». В 90-е многие журналисты пытались найти доказательства этого происшествия и его свидетелей. Но ни одного человека, который бы сам видел окаменевшую Зою, не нашли. Все рассказывали об этом со слов вторых или третьих лиц.
Приводится свидетельство дочери медработника Анны Калашниковой: «Утром того дня мама приехала домой и тут же нас всех перебудила. «Вот вы все спите, – говорит, – а город уже на ушах весь! На улице Чкалова девушка окаменела! Прямо с иконой в руках стоит – и ни с места, сама видела». И далее мать рассказала, как пыталась сделать ей укол, но только все иголки поломала».
– Сегодня воспоминания Калашниковой, по сути, являются единственным живым свидетельством того, что в доме № 84 действительно произошло что-то неординарное, – считает руководитель информационного агентства «Благовест» Антон Жоголев. Именно ему архиепископ Самарский и Сызранский Сергий поручил исследовать феномен «стояния Зои». По результатам этого исследования он написал книгу, в предисловии которой писал, что не ставит целью убедить читателя, что это чудо действительно произошло. «Лично я считаю, что если и не было никакой Каменной Зои, то это само по себе еще большее чудо. Потому что в 1956 году слух об окаменевшей девушке всполошил весь город – многие обратились к церкви, и вот это уже факт».
Приводится еще такое свидетельство, опять же не очевидца, а услышанное от кого-то. У какой-то девушки в этом оцеплении стоял брат. И они с подругой стали просить его пропустить их посмотреть на окаменевшую Зою. Тот, в конце концов, согласился пустить их ночью, когда возле дома никого не будет. Он приоткрыл дверь и сказал, что подходить к ней и сам боится. Они увидели в центре комнаты фигуру, накрытую белым, и почувствовали, что от нее исходит какое-то гудение.
По другой версии, в ответ на вопрос какой-то старушки: «Что там?», молоденький милиционер, вышедший из дома, приподнял фуражку и показал ей свои седые волосы: «Вот что там». Всеми этими леденящими кровь подробностями легенда обрастала с каждым годом.
Что стало с Зоей после ее оживления, неизвестно. По одной версии, очнувшись в первый день Пасхи, она тихо «отошла» на третий. По другой, несколько лет после этого прожила в монастыре и умерла молодой. Еще по одной – провела остаток жизни в психбольнице.
Но акта регистрации смерти гр. Карнауховой журналисты не нашли.
Есть еще свидетельство, что Зоя Карнаухова в Самаре жила и так прониклась этой легендой, что вообразила себя той самой окаменевшей девушкой и сошла с ума.
Но ведь что-то необычное действительно случилось в те дни в Куйбышеве?
Неоспоримым является факт того, что между 14 и 20 января 1956 года на улице Чкалова у дома № 84 наблюдалось невиданное скопление людей (по оценкам, от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч человек). Все они пришли сюда, взбудораженные слухами, что в этом доме стоит окаменевшая девушка, которая совершила богохульство, танцуя с иконой в руках. Но никто в то время не называл ни имени, ни фамилии девушки.
Имя Зоя появилось позже. Никому из исследователей не удалось обнаружить следов девушки с таким именем – ни в домовых книгах, ни в актах о смерти, ни в каких других документах.
Еще одним фактом, подтверждающим необычайное происшествие на улице Чкалова, является стенограмма ХII Куйбышевской областной партийной конференции от 20 января 1956 года, которую дотошные исследователи обнаружили в архиве обкома КПСС. На этой партконференции обсуждали в частности и будоражащее город происшествие. Первый секретарь обкома Михаил Ефремов сказал следующее: «Записок по этому поводу пришло штук двадцать. Да, произошло такое явление, позорное для нас, коммунистов. Какая-то старушка шла и сказала: «Вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела». Начал собираться народ, потому что неумело поступили руководители милицейских органов. Видно, и еще кто-то приложил к этому руку. Тут же поставили милицейский пост. А где милиция, туда и глаза. Мало оказалось патрульных – выставили еще и конную милицию. А народ – раз так – все туда… Некоторые даже додумались до того, что предложили послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Бюро обкома порекомендовало бюро комсомола виновников строго наказать, а товарищу Страхову дать разъясняющий материал в газету в виде фельетона».
Конференция проходила 20 января, и уже в ночь на 21 января возле дома на улице Чкалова не было ни милиции, ни толпы. Статья под заголовком «Дикий случай» была опубликована в газете «Волжская коммуна» 24 января 1956 года.
Один непреложный факт – толпа у дома. Почему она там появилась, никто толком объяснить не мог. «Есть версия, высказанная специалистами, что здесь произошел редкий, но не раз описанный в литературе социально-психологический феномен под названием «массовый психоз». Так называется явление, когда брошенная в толпу случайная фраза или даже одно слово при определенной ситуации и настрое людей может спровоцировать массовые волнения, беспорядки и даже галлюцинации», – пишет Валерий Ерофеев на сайте Самарской губернии.
Данные, приведённые в газетах «Московский комсомолец» и «Комсомольская правда», свидетельствуют о том, что, возможно, история Зои является вымыслом некоей Клавдии Болонкиной. Дом № 84, тем не менее, действительно принадлежал Клавдии Болонкиной, которая набожной не была, торговала пивом, а ее сын отбывал срок в местах не столь отдаленных.
По рассказам очевидцев, танцы с иконой действительно имели место, и проходившая монахиня бросила: «За такой грех обернёшься ты соляным столбом!», а Клавдия начала распускать слух, что так и произошло. Потом даже за деньги стала пускать в дом паломников. Имя же Зое Карнауховой дала женщина, поверившая в легенду настолько фанатично, что отождествляла себя с окаменевшей девушкой. Постепенно знакомые стали называть её «каменной Зоей», и имя стало частью легенды. Так же есть мнение, что источником истории послужил фельетон «Дикий случай».
Тем не менее, это событие, которое до сих пор одни считают великим чудом, другие – обширным приступом массового психоза, а третьи – вообще городской легендой, до сих пор будоражит умы людей.
К безусловным вымыслам в этой истории можно отнести, например, постоянно встречающиеся в СМИ рассказы о врачах «скорой помощи», которые якобы пытались оживить Зою на месте или сделать ей уколы, а также о милиционерах, будто бы побывавших в легендарной комнате и оттого вмиг поседевших. В том же ряду стоят и легенды о некоем святом старце, который в те дни вроде бы приезжал в Куйбышев из дальней обители и каким-то образом общался с «окаменевшей отроковицей». На самом деле никто так и не нашел никаких реальных доказательств существования всех этих людей. Все рассказы о них – это только сплетни.
Автор книги о Зое Антон Жоголев считает, что «это не сказка, а быль с бесконечным продолжением, а уже сюжет люди достроили на интуиции».
Но после этого число людей в Куйбышеве, посещающих церковь, резко возросло. «Люди спешили в церковь с покаянием. Некрещеные крестились, не носившие креста стали его носить. Обращение было так велико, что в церквах недоставало крестов для просящих. Со страхом и слезами молился народ о прощении грехов, повторяя слова Зои: «Страшно. Земля горит, в грехах погибаем. Молитесь! Люди в беззакониях гибнут», – заканчивается рассказ об этой истории одного из священников.
Мы однажды были в Самаре и нашли этот дом, почти уже завалившийся. Ничего интересного там не увидели. Подошла какая-то женщина, сказала, что теперь мало кто сюда приходит. Говорят, что теперь снесли и сам дом, собираются на этом месте строить многоэтажку. А рядом с этим местом Самарская епархия установила часовню с фигурой Николая Угодника. Дома нет, а городская легенда живет до сих пор.
Я ее тоже слышала давно. И лично у меня всегда было такое мнение: не мог добрый святой Николай Угодник так жестоко наказать девушку за танец с иконой. Она же не виновата, что выросла в стране «воинствующего атеизма».