Французские качели
Сегодня стало модным составлять всякого рода рейтинги, в том числе экономические. Согласно им, самой мощной экономической державой продолжают оставаться США. Не таким было положение в XIX веке. Это было время развития капитализма в ведущих странах Европы, в которой происходили промышленные перевороты. Первый из них произошёл в Англии в последней трети XVIII – середине XIX вв.
Британский рывок
В короткий срок Англия превратилась в крупнейшую индустриальную державу мира, который был наводнён серийными, а потому дешёвыми товарами английского производства. Это позволило Англии прочно и надолго занять лидирующее положение в мировом промышленном производстве и сполна воспользоваться преимуществом «снятия сливок».
Сработал принцип рыночной экономики: «Не важно быть лучшим, важно быть первым!» Англия ещё долго именовалась «промышленной мастерской мира», а Лондон – «мастерской на Темзе». Они определяли мировую промышленную моду, а весь мир с благоговением перенимал английский экономический опыт.
Наполеон – экономист?
Огромное значение для Франции и для всего мира имела Великая французская буржуазная революция (1789-1794 гг.), которая как исполинская метла вымела из Европы хлам средневековья, выступила мощным катализатором социально-экономического прогресса: облегчила ход промышленного переворота, убрав препятствия с его пути, создав рынок рабочей силы.
Но в исторических исследованиях и учебниках истории практически нет должной оценки роли в этих событиях… Наполеона Бонапарта. Но это было именно так. Именно Наполеон закрепил власть крупной буржуазии в стране и проявил себя защитником её интересов вплоть до создания новых кодексов. Поставив перед собой задачу сокрушения экономического могущества Англии, её торговой монополии на европейских рынках в целях устранения главного конкурента французских промышленников и решая её посредством объявления континентальной блокады Англии, Наполеон поддерживал переход к фабричной системе.
Главной особенностью промышленного переворота во Франции был его затяжной характер. Начался он всё-таки позднее, чем в Великобритании, а закончился только в 60-е годы XIX века.
В годы империи Наполеона правительство активно поддерживало французскую промышленность и торговлю, старалось создать для них наилучшие условия. Сначала был учреждён Совет фабрик и мануфактур, затем – отдельное министерство.
В текстильной промышленности распространялись механические прялки «Дженни», мюль-машины и другие технические английские новшества. Но появились и чисто французские изобретения, имевшие большое экономическое значение.
Станок Жаккара для изготовления рисунчатых многоцветных тканей, метод добычи соли из морской воды химика Леблана, льнопрядильная машина Ф. Жирара получили всемирное признание и способствовали ускорению промышленного переворота во Франции.
Блокада нам поможет
Промышленное производство быстро выросло в полтора раза, особенно выплавка чугуна, добыча железной руды и угля, продукция металлообрабатывающей промышленности, суконное производство.
Континентальная блокада Англии, введённая Наполеоном для подавления конкурента и закрывшая французский и европейский рынки для английских промышленных товаров, ускорила становление тех отраслей французской промышленности, которые основывались на континентальном сырье (хлопчатобумажная, сахарная) или экспортировали товары. А ведь сначала из-за отсутствия английских машин тормозилась механизация производственных процессов. Это привело к замедлению темпов промышленного переворота.
Затем он ускорился. Выросли темпы механизации текстильной промышленности, половину чугуна и 2/3 железа уже выплавляли с использованием каменного угля. Фабричная промышленность расширилась в суконном, зеркальном, керамическом, химическом производствах, полиграфии. Начали выпускать цемент, свечи, светильный газ, железные кровати, металлическую посуду.
Основная часть механических станков работала на гидравлических двигателях, ведь паровых ещё было мало вследствие дороговизны. Их внедрение ускорилось в 30-40-х годах XIX века.
По объёмам промышленной продукции Франция в середине XIX века занимала уже второе место в мире после Великобритании, однако её технический уровень и конкурентоспособность оставались ещё низкими. Преобладали мануфактуры и маленькие мастерские кустарного типа. Мелкое производство царило в изготовлении одежды, парфюмерии, продуктов питания и предметов роскоши. Такое положение объяснялось слабым влиянием торгово-промышленной буржуазии, медленным развитием сельского хозяйства.
Темпы промышленного развития тормозились и отставанием железнодорожного строительства. Правительство игнорировало интересы промышленников, не понимая в должной мере значение железнодорожного транспорта в развитии страны. Торгово-промышленный кредит был ограниченным, господствовала и обогащалась финансовая буржуазия за счёт ростовщичества, финансовых афёр, биржевых спекуляций.
Уроки истории
Решающий этап промышленного переворота начался после революции 1848-1849 гг. Фабричное производство охватило почти все отрасли промышленности: текстильную, металлургическую, химическую, горную, машиностроение. В лёгкой промышленности более половины прядильных веретён приводили в движение автоматические машины или паровые двигатели. Общий объём промышленной продукции увеличился вдвое, возникло объединение собственников промышленных предприятий – «Комите де Форж». Железнодорожные товарищества объединились в шесть компаний.
В то же время тяжёлая промышленность Франции отставала от английской, немецкой и американской. Такое положение в промышленности объяснялось господством финансовой буржуазии, стремлением банковской системы заниматься биржевой спекуляцией, ростовщичеством и внешними займами.
К концу XIX века Франция вдруг теряет прежние позиции и переходит со второго места по промышленному производству на четвёртое. Сказались поражение во франко-прусской войне, аннексия Германией Эльзаса и Лотарингии, колониальные авантюры…
Некоторые исследователи полагают, что Франции в этот период не хватило такого руководителя как Наполеон. На что намёк? На то, что он был великим экономистом? Вопрос, возможно, спорный. Но то, что при Наполеоне были созданы отличные условия для развития капиталистических отношений, промышленного переворота сомнению не подлежит.
Следует также иметь в виду, что именно Наполеон был одним из главных инициаторов строительства Суэцкого канала: император взял с собой в Египетский поход инженеров, историков и археологов. По его поручению они искали и нашли следы древнего канала, существовавшего в древности и разработали проект его возрождения… Согласитесь, человек, не разбирающийся в вопросах экономики и транспортной инфраструктуры, вряд ли бы додумался до постановки столь масштабных задач.
Вот такие получились в XIX столетии французские политические и экономические качели. Учёт экономических факторов, уроков истории, помогает лучше понять политическую картину в мире в ту или иную эпоху, объяснить действия руководителей государств.
Автор: Александр Суетин