Этот мир придуман не нами

6 октября 2016
0
1590

(Продолжение. Начало в №19, 20, 22-39)

Перед величием бесконечного космоса, преобладанием в нём, как любят выражаться писатели, «косной материи» всё чаще раздаются голоса осваивать просторы Вселенной с помощью автоматических станций и кораблей. Человеку достаточно слетать на МКС, на Луну и не стоит лететь в дальний космос. В целях безопасности. Но такой подход к космическим полётам не находит поддержки. Почему?

Почему в России, США, Голландии полным ходом идет подготовка к пилотируемой экспедиции на Марс? Причем, подчёркивается, что это будет полет, продолжительность которого полтора года, в один конец: космонавты на Землю не вернутся, на Красной планете будет основано поселение землян, которые займутся её исследованиями… Почему продолжаются разработки пилотируемых ядерных космических кораблей для полётов в пределах Солнечной системы? Может, не стоит рисковать людьми?

Человеческий фактор

Да, первые ракеты и спутники были автоматическими. Они совершали свои полёты без человека, в соответствии с заданной программой. Их бортовая аппаратура производила различные наблюдения и измерения.

Затем космическая автоматика достигла ещё больших успехов. Одни только исследования Венеры и Марса советскими и американскими станциями чего стоят! И всё же успешно исследовать космос, добывать у него самые сокровенные тайны, познавать новые явления и законы природы невозможно без непосредственного участия человека, без полётов космонавтов в космических кораблях.

Невольно вспоминается научно-фантастический рассказ З. Юрьева «Башня мозга». Звездолёт с людьми оказался на неизвестной планете. Его перехватили и принудили совершить посадку с помощью гравитационного прожектора. На этой планете обитает машинная цивилизация, постепенно сменившая своих творцов – разумных существ биологического типа. Планету населяют высокосовершенные металлические роботы, управляемые единым центральным мозгом. Они способны мгновенно производить сложнейшие вычисления и решать самые трудные задачи, но у них нет ни целей, ни стремлений, всё происходящее вокруг им совершенно безразлично.

Они пленили людей, чтобы познакомиться с представителями инопланетной цивилизации. И хотя люди физически слабее, уязвимее роботов, хотя они не могут в уме решить сложные математические задачи – всё же возможности их разума несравнимо выше. И они выходят победителями…

Действительно. Как бы ни были велики возможности современных автоматических и кибернетических устройств, им ещё далеко до разнообразных и прежде всего творческих способностей человека. Даже самые «умные» совершенные кибернетические устройства могут действовать лишь в соответствии с заданной программой, либо, в лучшем случае, в процессе работы совершенствовать эту программу. Но при составлении программы для кибернетических машин, в том числе и самообучающихся, необходимо располагать необходимыми научными данными об изучаемом явлении.

Между тем по мере проникновения в космос мы всё чаще будем встречаться с такими явлениями, о которых до этого нам вообще ничего не было известно. Это неизвестное будет становиться ещё более непривычным, не сводимым к уже достигнутому знанию, требующим каждый раз нового оригинального подхода. Постоянно будут возникать проблемы, которые невозможно сформулировать заранее даже в приблизительной форме. А ведь именно это является едва ли не самым важным в исследовании космоса! Рождение принципиально новых, непредсказуемых проблем в конечном итоге и обеспечит тот качественный скачок, который значительно расширит наши представления об огромном мире, в котором мы живём.

Но автомат не может полноценно исследовать то, что ему неизвестно. Он способен изучать лишь такие процессы и явления, которые в основных чертах уже знакомы человеку.

Выход А. Леонова в открытый космос. 1965 год

Нельзя также забывать о подсознательной деятельности человеческого мозга, интуиции, которые пока ещё лежат за пределами возможностей кибернетических машин. А ведь интуиция играет чрезвычайно важную роль в исследовании природы!

Вот что пишет по этому поводу известный популяризатор астрономии Виктор Комаров, с которым автору этих строк довелось встречаться в 1991 году в Калуге на Чтениях К.Э. Циолковского:

«Только человек может эффективно исследовать неизвестное, принимать правильные решения в непредвиденных обстоятельствах, в полной мере использовать открывающиеся возможности изучения окружающего нас мира. А так как на данном этапе освоения космоса одна из главных задач состоит во всё более глубоком познании природы, то непосредственное участие человека в космических полётах является совершенно необходимым. Вот почему первый рейс советского космонавта Юрия Гагарина был не просто очередным шагом в космос – это было начало нового этапа освоения космического пространства, а вместе с тем и начало новой эпохи в исследовании Вселенной». (В. Комаров, «Удивительная астрономия», Москва, «Наука», 1968 г., стр. 116).

Колокольчики или набатный колокол?

До сих пор все достижения науки и техники изменяли главным образом окружающую человека обстановку, не затрагивая физических условий, в которых ему приходится жить. С каждым годом люди получали возможность пользоваться всё новыми приспособлениями, и кибернетическими устройствами, но они продолжали обитать в том же самом, привычном для себя, земном мире. И только космические полёты, и в особенности, успешный выход советского космонавта Алексея Леонова в открытый космос, впервые изменили саму среду, в которой может жить, работать и передвигаться человек.

Как тут не вспомнить рассказ одного из классиков мировой научной фантастики американского писателя Айзека Азимова «Поющий колокольчик».

Герой этого рассказа Пейтон тайком отправляется на Луну на антигравитационном корабле, чтобы попытаться отыскать тайник с поющими колокольчиками, которые украдкой собрал один лунный старатель. Поющие колокольчики – затвердевшие под большим давлением кусочки пемзы, которые будто бы находят на Луне. При ударе они издают ни с чем несравнимые музыкальные звуки. На Земле эти уникальные произведения природы составляют огромную ценность.

После двухнедельного пребывания на Луне Пейтон находит желанный клад, убивает своего спутника, чтобы избавиться от него, и возвращается на Землю.

Убийство обнаруживают. Подозрения полиции падают на Пейтона, но он умело запутал следы и подготовил себе алиби. В его распоряжении убедительные доказательства того, что за последнее время он не покидал Землю.

По просьбе полиции за дело берётся доктор Эрт. Подозреваемого Луиса Пейтона доставляют к нему. Однако на вопрос доктора – был ли он на Луне, Пейтон вновь отвечает отрицательно.

И тогда доктор Эрт достаёт из своей коллекции единственный поющий колокольчик и неожиданно бросает его сидящему в двух метрах Пейтону. Тот успевает поймать волшебную вещицу. Привычным движением проведя ногтём по выпуклой поверхности, он заставляет колокольчик запеть, нежный звук, напоминающий флейту, вызывая в памяти картину летних сумерек…

И вдруг доктор Эрт приказывает:

– Бросьте мне его, мистер Пейтон. Скорее!

Машинально Луис Пейтон бросает колокольчик. Но бесценный кусок пемзы, не долетев до протянутой руки доктора Эрта, вдребезги разбивается об пол…

Этот эксперимент решает судьбу Пейтона. За две недели пребывания на Луне его мышцы привыкли к ослабленной силе тяжести и ещё не успели вновь приспособиться к земному притяжению. Это неопровержимо свидетельствовало о том, что Пейтон покидал Землю и некоторое время находился либо в космическом пространстве, либо на каком-то небесном теле, значительно уступающем по размерам Земле. Преступление было раскрыто…

Айзек АзимовДействительно, выходя в космос, люди вступают в особый мир, где всё не похоже на земное. Этой проблеме посвящено множество произведений научной фантастики. Например, Станислав Лем в своём знаменитом романе «Солярис» писал о мыслящем океане одноимённой планеты. Английский астрофизик Фред Хойл в романе «Чёрное облако» – о мыслящей межзвёздной субстанции – Облаке, которое приблизилось к Солнцу, чтобы пополнить свои энергетические запасы… Поток солнечного тепла и света на Землю прерывается, на планете наступает ледниковый период. Люди пытаются вступить в контакт с Облаком, но он очень затруднён по причине того, что межзвёздный гость интеллектуально развит намного выше человека. Во время попытки установления такого «контакта цивилизаций» от мощнейшего информационного напора от Облака погибает один учёный…

Но это что! Писатель Виктор Павлов пошёл ещё дальше. В романе «Лунная радуга» он изобразил исследования дальнего космоса, в ходе которых человек изменяется настолько, что в известном смысле, прежде всего психологическом, перестаёт быть человеком. Условия Внеземелья, как называется в романе дальний космос, настолько необычны, что пробуждают в исследователях совершенно неизвестные науке свойства психики и даже способности воздействовать на мир материально. На космическом корабле «Лунная радуга», направляющемся к окраинам Солнечной системы, происходят странные вещи, в частности, появляются таинственные «чёрные следы». Сами побывавшие во Внеземелье космонавты отторгаются обществом, герои космоса не желают общаться с журналистами…

Начинается расследование в духе доктора Эрта. По роману Павлова в начале 1980-х годов был снят одноимённый художественный фильм с актёрами Александром Пороховщиковым, Василием Ливановым, Юрием Соломиным, Натальей Фатеевой и блестящей музыкой Эдуарда Артемьева в исполнении автора и группы «Бумеранг».

По мнению некоторых учёных, Виктор Павлов во многом прав: в результате исследований не только дальнего, но и, возможно, ближнего космоса появится совершенно новый тип человека с действительно новыми свойствами. К этому надо быть готовыми и не шарахаться от побывавших в дальнем космосе людей с изменившейся психикой, а попытаться понять их, тактично и ненавязчиво изучить их новые психологические и физические свойства.

(Окончание следует)

Автор: Александр Суетин

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top