Дорога к храму

29 января 2015
0
3052

Успенско-Богородицкая церковь в поселке Большой ЧаганВ последнее время как-то потеряла свое емкое, почти философское значение фраза – дорога к храму. Фраза от частого употребления стала почти буквальной, означающей просто перемещение.
На самом деле эти слова несут в себе значительно большее и означают появление нового чувства, новой потребности, родившихся в человеческой душе.
Кто-то шагает торной дорогой, а кто-то сам эту дорогу строит. Строит для себя самого и для тех, кто пойдет рядом или следом. Строит не задумываясь, кому это больше нужно – себе или другим.

С 30-х годов прошлого века перестала существовать Николаевская церковь в поселке Большой Чаган. Годы безбожия ожесточили души, и бывшие прихожане разрушили храм, возведенный своими же дедами в далеком 1874 году.

Прошло более 70 лет и опять большечаганские жители ощутили потребность в храме. Видимо, никаким идеологиям и учениям не истребить желание общаться с Богом, как с самым близким, с самым строгим и, в то же время, с самым любящим каждого из нас. Ведь вопреки всем правилам уважительного обращения, мы в своих благодарностях и просьбах обращаемся к Нему на «ты»!

И началось строительство храма.

Неожиданно под слоем земли была обнаружена старая кирпичная кладка. Среди красного кирпича лежал белый камень наподобие известнякового. В его углублении была найдена медная пластина с надписью, несколько десятков медных монет и три серебряные.

Надпись на пластине гласила, что заложена она в 1894 году по случаю сооружения церковного придела во имя Успения Пресвятой Божьей Матери к Николаевской церкви. Когда пластину показали в епархии, владыка Антоний сказал, что сама Богородица чудесным образом указала место и во имя кого будет построен новый храм.

Строительство храма во имя Успения Пресвятой Божьей Матери начали вести отец и сын Николаевы – Анатолий Георгиевич и Игорь Анатольевич.

Был сделан фундамент, началось возведение стен.

По каким-то причинам работы остановились. Недостроенный храм мок под дождем и снегом, началось его разрушение.

Видя, что у Николаевых нет возможности продолжать, поселковые жители решили возобновить стройку. К тому же Николаевы вестей о себе не подавали.

Стихийно создалась инициативная группа по продолжению стройки. В нее вошли бабушки Елена Павловна Плетнева, Тамара Александровна Серебрякова, Лидия Валентиновна Глазкова и Сергей Васильевич Суворов.

15 августа 2008 г. работы в храме возобновились.

Стройка действительно стала народной. В поселке нет крупных предприятий и предпринимателей. Тем не менее, предприниматели Сергей Борисович и Виктор Борисович Макушины, А. Манукян приняли активное участие.

Потихоньку у С.В. Суворова начали скапливаться пожертвования, которые направлялись на приобретение строительных материалов. Большую помощь в сборе средств оказала Мария Федоровна Китаева, которая по благословению собирала деньги от прихожан Старого собора в Уральске. Окна в храме изготовлены на деньги, собранные в том числе Марией Федоровной.

С самого начала возобновления строительства активно финансово и организационно принимал и принимает участие уральский предприниматель Александр Дмитриевич Чернявский. Им были заказаны и доставлены новые купола, приобретены кирпич и другие материалы.

В разное время внесли свой вклад в народную стройку: Валентина Павловна Михно – оказала помощь строительными материалами в большом количестве, Юрий Николаевич Плотников – финансировал электрификацию, Михаил Васильевич Маштак – финансовая помощь и газификация храма, Михаил Сергеевич Герасимов – помощь механизмами и деньгами, Вера Анатольевна Кузнецова, Наталья Владимировна Комарова, Виктор Николаевич Кузнецов – финансовая помощь.

Многие люди сделали свои посильные денежные вклады в строительство, благоукрашение и благоустройство.

Прихожанин храма Николай Александрович Смолин с самого начала принимал активное участие в строительстве, также им были выполнены все кузнечные изделия.

Когда начали планировку земли вокруг храма и проведение электрического кабеля, неподалеку от алтаря нашли два одиночных захоронения.

В одном был погребен священник прежней Николаевской церкви Терентий Исаакович Хохлачев. Он был рукоположен сюда сразу после освящения.

Трудно пришлось отцу Терентию на первых порах. Начало его служения совпало с введением «Положения о воинской службе, общественном и хозяйственном управлении Уральским казачьим войском», обнародованном в 1874 году.

Елена Павловна Плетнева, Тамара Александровна Серебрякова, Лидия Валентиновна Глазкова и Сергей Васильевич Суворов

Многие уральцы видели в «Положении» прямое посягательство на главные столпы устоев уральской казачьей общины – на вольности и на веру. Начались волнения, за ними последовало наказание. Много казачьих семей были высланы в Среднюю Азию.

Долго шел процесс «притирания» казаков и батюшки. Дополнительно отец Терентий возглавлял и был попечителем местной церковно-приходской школы.

Усилия и труды Терентия Исааковича не остались тщетными, в 1890 году, на поселковом сходе благодарная паства вынесла решение. «Прихожане церкви святителя Николая: в 1-м Чаганском поселке Чаганской станицы Уральского казачьего войска 25 февраля 1890 г. на поселковом сходе постановили в ознаменование 15-летней службы при церкви священника Терентия Хохлачева, примерной его жизни и неустанной его заботливости о благонравии прихожан и о детях, обучающихся в местной школе, при которой он в продолжение 8 лет состоит попечителем, соорудить на добровольные пожертвования икону с надписью в нижней кайме: «Сооружена усердием благодарных прихожан о. Т. Хохлачеву» и икону эту поднести ему».

Молитвами батюшки построены в 1884 году правый Свято-Троицкий церковный придел и в 1894 году – левый Успенский. Тот самый, закладную доску от которого нашли строители в 2005 году. В том же 1894 году на церкви был возведен новый купол, построена колокольня, церковная территория обнесена оградой.

Творил отец Терентий труды свои в приходе до 1898 года, когда и скончался.

Второе захоронение представляло из себя кирпичный склеп, внутри которого находился гроб обитый металлом.

По местному преданию вблизи старой церкви был погребен старец Антипа. Молитвенник, посетивший Иерусалим, имел дар исцеления болезней прикосновением посоха. Так рассказывал в 2009 году Сергей Васильевич Суворов автору этих строк.

Предание оставалось бы преданием, но обнаружилось документальное подтверждение существования старца.

(Окончание следует)

Крест и памятные доски А. Наручкину и Т. Хохлачеву

Автор: Владимир Кутищев
Фото автора

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top