Добрый след

2 января 2025
0
897

В теплой, душевной атмосфере в областной филармонии прошла презентация книги Аскара Ашуевича Акишева ««Жүрекке жылы шақтарым» – «Записи директора школы: не забыть мне эти годы». Аскар Ашуевич Почетный гражданин Казахстана, Отличник просвещения Каз. ССР, обладатель медали «Ерен еңбегі үшін», Почетный гражданин г. Уральска, Жанибекского и Бурлинского районов.

Авторитетный, уважаемый человек, он в числе других стоял у истоков открытия классов, а затем и школ с казахским языком обучения. Также под его руководством началось становление и развитие школы-интерната для детей с нарушением слуха.

Повествование в книге ведётся от лица автора, который рассказывает о жизненном и профессиональном пути педагога и оценивает его с высоты прожитых лет. Аскар Ашуевич рассказывает и о своих учениках, коллегах, руководителях, единомышленниках… О каждом из них автор пишет с особой теплотой, любовью и благодарностью.

Пожалуй, счастья в жизни достигает тот человек, кому удаётся найти любимое дело, которому он, не жалея, отдаёт время и силы. При этом важно, чтобы его старания находили отклик в сердцах окружающих и оставляли в людской памяти неизгладимый след на долгие годы… Говорят, что призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево. Но без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню. Об этом книга Аскара Ашуевича, который своим примером доказал эту мудрость.

В зале собрались коллеги, друзья, бывшие ученики, которым он когда-то передавал знания и жизненные истины. Каждое слово, произнесенное в ходе презентации, носило в себе тепло воспоминаний о совместных успехах, стремлениях и трудностях, преодолеваемых вместе. Эта книга – не просто хроника, это мост между прошлым и настоящим.

Всю свою жизнь Аскар Ашуевич посвятил детям. За более чем 40 лет работы в школе, через его руки прошли сотни учеников, которые сейчас живут и работают не только в Казахстане, но и в других странах мира. Они стали врачами, педагогами, инженерами, предпринимателями. Зрители увидели видеоролик, в котором одна из его учениц Ольга Евенко выразила слова благодарности своему педагогу. Она инженер высокой квалификации, работает руководителем по сборке, испытанию и запуску космических кораблей с космодрома «Байконур». Один из запусков космического корабля с космодрома, в знак своей глубокой благодарности педагогу, она посвятила Аскару Ашуевичу.

Тронул сердца собравшихся в зале прекрасный видеоролик, который смонтировал бывший ученик Тихоновской школы Виктор Сизов. Фотографии прошлых лет и песня об учителе, уже повзрослевшие одноклассницы приглашали Аскара Ашуевича на вальс.

Ученица Аскара Ашуевича Зияда Темировна Кенисариева, все что происходило в зале, выкладывала в Интернет. И тут же в онлайн-формате с разных концов света летели поздравления бывшему директору.

На сцену выходили все те, кто помнит и любит Аскара Ашуевича. Дарили ему цветы, говорили слова признания.

Он, уроженец села Камысты Жанибекского района ЗКО, сразу после окончания школы поступил на физико-математический факультет Уральского педагогического института им. А.С. Пушкина. Диплом получил в 1964 году. В тот же год направлен заведующим учебной частью в Тихоновскую среднюю школу, где после трех лет активной работы назначен на должность директора. Именно с этого момента начинается повествование его книги. В 1977 году Аскар Ашуевич направлен в поселок Успеновка Бурлинского района директором школы. Чуть позже, по предложению сельчан, избран председателем Успеновского сельского Совета.

В 1987 году назначен директором школы № 20 Уральска, затем избран депутатом городского Совета. Благодаря его инициативе, на базе ЗКАТУ выделены две аудитории под школьные классы с казахским языком обучения. Учреждение этих классов стало прямой причиной открытия новой казахской школы № 30 им. Х. Доспановой. А затем, несмотря на непростую ситуацию в стране, по ходатайству и депутатскому наказу Аскара Ашуевича все-таки построено здание школы № 30 с очень красивым фасадом.

В 1994 году Аскару Акишевичу предложена должность директора школы-интерната для детей с нарушением слуха. В школе тогда учились дети из разных городов Казахстана, а также из Оренбургской, Самарской, Саратовской областей. Благодаря стараниям, личной инициативе Аскара Ашуевича при школе открыт дефектологический факультет Московского университета им. Шолохова, где за пять лет высшее специальное образование получили учителя Западно-Казахстанской, Актюбинской и Атырауской областей. По его инициативе на базе школы проходили многочисленные специализированные форумы, конкурсы, фестивали с участием специалистов из Актобе, Атырау, Самары, Тольятти, Оренбурга. Школа-интернат стала диалоговой площадкой по обмену опытом между педагогами из близлежащих городов России и Казахстана. За пять лет она превратилась в базовую. Аскар Ашуевич приглашал авторов ведущих методических разработок, ученых-сурдопедагогов и экспертов мирового уровня из Германии и Великобритании.

Его очень волновала проблема трудоустройства выпускников, и он смог организовать в школе работу мастерских, где ученики старших классов получали профессию.

Во времена СССР выпускники таких школ обучались в специализированных ПТУ Челябинска, Пятигорска и других городов. Ребята из Казахстана могли там учиться, но после развала Союза – уже нет. В Казахстане не было подобных учебных заведений. Аскар Ашуевич решил открыть профессиональные классы на базе своей школы. В самых настоящих столярных, швейных мастерских и парикмахерских, которые директор смог организовать, старшеклассники осваивали профессии.

Аскар Ашуевич много лет работал в Бурлинском районе, его знали и уважали. Именно туда он в первую очередь обратился за помощью. Нашел спонсоров в лице руководителей крупных иностранных компаний. Они помогли оборудовать мастерские, закупить необходимый материал. Дети не только учились ремеслу, но в то же время вникали в суть рыночной экономики. Аскар Ашуевич стремился, чтобы его дети вместе с хорошим образованием получили профессию.

Книга «Услышать, понять, помочь», выпущенная под редакцией Аскара Ашуевича, получила всеобщее признание у коллег из Казахстана и России. В то время о школе неоднократно писали центральные издания, снимались передачи. Комиссия Министерства образования признала ее лучшей в Казахстане, а международные эксперты из Германии и Великобритании дали высокую оценку деятельности школы, условно включив ее в список 30-ти лучших школ мира среди аналогичных специализированных.

В 2009 году Аскар Ашуевич создал общественную организацию «Комек» и продолжил регулярную и системную работу по вопросам защиты прав детей области. На постоянной основе организует круглые столы, конференции, на которых поднимает острые проблемы. В настоящее время в специализированной школе продолжают обучаться дети с кохлеарным имплантом, хотя они должны учиться уже в обычной школе. Это его волнует. Он встречался с родителями, объяснял, что детям нужна языковая среда, адаптация. – Дети с кохлеарным имплантом не должны быть изолированы, – говорит он. С 2009 года Аскар Ашуевич является постоянным доверенным представителем учредителя НОК «КазИИТУ», имеет учебное звание академический доцент по специальности «математика». Указом Президента в 1998 году удостоен «Қазақстанның еңбек сiңiрген қызметкерi». Его биография включена в энциклопедию «Лучшие люди Казахстана», «Почетные граждане Казахстана», он включен в список «Милосердные люди мира». Награжден медалями «За доблестный труд», «Во имя жизни на земле». Неоднократно награждался грамотами и благодарственными письмами Президента РК, министерства, акимата области и областного управления образования.

Но не ради этих званий и регалий старался он. Его главная миссия – воспитание детей, в чьих руках забота о стране, ее будущее.

Фото автора
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top